Как определить степень родства

Ответственность священника за совершение незаконного брака

Господь в непосредственном откровении подтверждает запрет близкородственных браков: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу,  <…> чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас» (Лев. 18:6-28).

В Законе Моисея, в книге Левит, прямым обращением Бога к людям через пророка и боговидца Моисея воспрещаются браки в первых трех степенях родства (Лев. 18: 1-30) [4].

Воспрещался брак по прямому родству: с матерью, мачехой, матерью жены, с дочерью и женой сына (1-я степень), внучкой, дочерью приемного сына или дочери (2-я степень), а также в боковых линиях родства: с сестрой родной и сводной, сестрой жены, женой брата (2-я степень), теткой, женой дяди (3-я степень родства) [5].

Подобные преступления были преданы торжественному общенародному проклятию (Втор. 27:20-23). Именно за несоблюдение этих правил Иоанн Креститель обличал царя Ирода, говоря ему, что «недостоит ти имети Иродиаду, жену брата своего» (Мф. 14:3-4) [6].

Эти правила были полностью восприняты и христианской Церковью. Более того, христианские запреты родственных браков стали более строгими [7]. В дополнение к запретам книги Левит было запрещено после смерти жены жениться на её сестре (2-я степень), о чем не упоминалось в ветхозаветном законе, и вступать в брак с племянницей (3-я степень родства). Это утверждалось Правилами Апостольскими, поместными Соборами, правилами Святых Отцов [8].

«В христианской церкви с самого начала запрещен был брак 3-й степени боковой линии (Ап. 19) кровного родства. Амвросий Медиоланский в одном из своих писем отвечает, что  <…> воспрещение распространялось на племянников, иначе говоря — до 4-й степени боковой линии, и <…> всегда обращалось внимание на то, <…> чтобы вследствие брака <…> старшие родственники не очутились в положении младших, а младшие <…> не заняли бы места старших.

Это подтверждает и Василий Великий в своих правилах, в частности же в 87-м правиле. Так дело обстояло в отношении браков по кровному родству, равно и по свойству» [9].

Трулльский (Пято-Шестой Собор), бывший в 691-692 гг., подтвердив ранее принятые запреты для родственных браков, установил новые. Причиной стало то, что свт. Василий Великий «в правилах своих, некоторые из запрещённых браков исчислил, а весьма многое прешел молчанием, <…> дабы таковыми названиями не осквернить слова. <…> Но, поскольку через таковое молчание <…> естество само себя смешивало, мы признали нужным открыто изложить сие», — писали Отцы Собора.

Запрещался брак с дочерью брата своего (3 степень), отца и сына с матерью и дочерью (2 степень), отца и сына с двумя сестрами, так же как матери и дочери с двумя братьями (3 степень), двух братьев с двумя сестрами (4 степень). Также возбранялись браки по духовному родству, между восприемниками от крещения и родителями крестников.

Впоследствии в 997 году при патриархе Сисинии II были запрещены браки до 6-й степени включительно, а в 1166 г. при патриархе Луке запрещены в кровном родстве до 7-й степени включительно [10].

В двухродном родстве браки были запрещены до 6-й, а в трехродном родстве до 4-й степени. Не допускалось, чтобы после браков младшие родственники становились старшими [11].

Следует помнить, что Слово Божие предостерегает от беззаконных браков: «кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего», а если эти беззакония будут творить народы, то за это их «свергнет земля», которую они осквернили, то есть они со временем погибнут, вымрут, не оставят после себя потомства (Лев. 18:27-29).

Кто кому кем приходится

Патриарх Сисиний писал, что за эти беззакония посылаются на людей землетрясения, язвы, голод, войны, засухи и другие наказания Божии: «Гнев Божии поселяется в дому их и в конец погубляет их» [12].

Священник, согласно Кормчей, должен познакомиться с брачующимися («кто и каковы суть»), узнать перед браком, нет ли между желающими брачиться препятствия, возбраненного правилами: духовного или плотского родства, позволяет ли им возраст вступать в брак. Если священник, к которому обратились для венчания брака, узнает о его незаконности, в том числе о недопустимо близком родстве брачующихся, то «браку беззаконному причетнику не венчати», чтобы «к чужим грехом себе да не приобщати» [15].

Если же «приключится подозрение или ина какова важная вина», то вопрос рассматривается епископом («рассуждению епископову сия да подлежит»), чтобы брак не был расстроен из-за клеветы («яко от зависти и лукавства неких лиц препято быти может супружество»). Если не выявилось препятствий к браку или епископ признал их несостоятельными, «иерей да обручит, или и венчает их невозбранно» [16].

 «Венчание и благословение супружества» не должно быть тайным, на дому, а должно совершаться «в церкви перед людьми», при свидетелях [17].

Запрещено венчать незнакомых, не принадлежащих к данному приходу людей: «бегунов и пришельцев, и не имущих своея си оседлости» [18]. О том, те ли они люди, за которых себя выдают, и позволительно ли им вступать в брак, можно судить только на основании их собственных слов, проверить которые сразу невозможно. В таких случаях лишь проведя тщательное расследование всех обстоятельств и получив благословение епископа, священник может венчать брак[19].

В Номоканоне сказано: «Священник аще в ведении благословит возбраненный брак от сродства, или кумовства, или четвероженства, или неимущь возраста, <…> да извержется, а брак да не будет тверд» [20], то есть подлежит расторжению.

Свт. Арсений Уральский пишет, что недостаток в кровном и других сродствах в единой степени исправляется двухлетней епитимией неядения мяса. Но если незаконность брака будет больше одной степени, то он в Церкви не принимается, а вступившие в него люди после того, как разойдутся, должны выполнить епитемию кровосмесников [21].

Согласно правилам свт. Василия Великого, «совокупление браком людей, состоящих в возбраненном для онаго родстве, аще усмотрено будет случившееся, яко грех человеческий, подлежит епитимии прелюбодеев». Им «да не будет позволено входити в дом молитвенный, доколе не отступят от беззаконнаго и гнуснаго действия» [22].

Матфей Властарь пишет, что «божественные правила определяют незаконные браки расторгать» [23].

Как определить степень родства

Мужчина и женщина, пребывающие в противозаконном браке, могут и должны «свободити себя от спряжения оного». Они, если в дальнейшем пожелают, могут невозбранно вступить в другие браки, если к тому не будет иных законных препятствий [24].

Церковные правила не одобряют второй брак, но допускают его в случае смерти одного из супругов или церковного расторжения брака для невиновной в этом стороны [41].

После смерти жены муж не может жениться на её сестре так же, как и на своей родной сестре (2-я степень родства) [42]. Не может он жениться ни на племяннице покойной жены (3-я степень) [43], ни на дочери племянницы (4-я степень) [44], ни на внучке её (5-я степень) [45]. Не может он жениться на двоюродной сестре своей жены (4-я степень) [46], на дочери двоюродной сестры (5-я степень) [47], ни на троюродной сестре (6-я степень) [48].

Второбрачные супруги так же, как и первобрачные, находятся в нулевой степени родства. При вступлении во второй брак людей с детьми в случае рождения ими после этого совместных детей в одной семье могут оказаться полнородные, неполнородные и сводные дети.

Полнородные братья и сестры имеют двух общих родителей.

Отчим — второй муж матери (неродной отец). Мачеха — вторая жена отца (неродная мать). Неполнородные братья и сестры имеют одного общего родителя: единокровные дети — от одного отца, но разных матерей, единоутробные дети — от одной матери, но от разных отцов.

Пасынок — сын мужа от 1-й его жены или сын жены от 1-го её мужа. Падчерица — дочь мужа от 1-й жены или дочь жены от 1-го мужа.

Сводные братья и сестры — пасынки и падчерицы между собою. Они имеют разных родителей и породняются в результате вступления родителей во второй брак.

По церковным правилам, степени в сводном родстве исчисляются так же, как и в кровном родстве. Все их дети: полнородные, неполнородные и сводные состоят между собою в том же родстве, что и родные, то есть являются братьями и сестрами.

Сводный брат не может жениться на своей сводной сестре (вторая степень родства), ни на её дочери, сводной племяннице (третья степень родства) [49].

Если продолжать эту линию родства, то он не может жениться ни на внучке своей сводной сестры (четвертая степень), ни на её правнучке (пятая степень). Разрешен будет брак только на внучке в четвертом колене, праправнучке своей сводной сестры  (шестая степень родства и роды не смешиваются) [50]. Однако на практике в таком браке будет слишком большая разница в возрасте между брачующимися.

Пасынок состоит в отношении с мачехой в первой степени родства, как с родной матерью [51].

Поэтому пасынок не может жениться на родной сестре мачехи, как на своей сводной тетке (третья степень), ни на её дочери, своей сводной двоюродной сестре (четвертая степень) [52].

Если продолжать эту линию родства, то пасынок не может жениться на дочери своей сводной двоюродной сестры (пятая степень родства), но может жениться на её внучке (шестая степень родства и роды не смешиваются) [53].

Сын пасынка может жениться на внучке сестры мачехи, своей сводной тетки (шестая степень и имена не смешиваются) [54].

Возможны и многие другие схемы родственных отношений, при которых браки допустимы и недопустимы. Они приведены в специальной литературе.

Я не могу жениться, после смерти моей сестры и её мужа, на его второй жене (вторая степень родства) [57].

Я не могу жениться на матери второй жены моего брата, его свекрови (третья степень родства) [58].

Как определить степень родства?

Я могу взять в жены, по смерти её первого мужа, жену шурина моего брата (четвертая степень родства) [59].

Однако я не могу жениться на жене умершего двоюродного брата моей покойной жены. Мы фактически вошли в кровное родство, поскольку с нашими бывшими супругами стали единой плотью, и такой брак в четвертой степени недопустим [60].

Отец (после смерти жены) женится на своячнице (сестре жены) шурина (брата жены) своего сына, между ними пять степеней [61].

Муж, жена и их родители

Кроме современных понятий степени родства, оказывается, в ходу есть и более старинные названия родственников.

Знакомясь с терминами родственных отношений, следует помнить, что термины кровного родства состоят из ключевых слов и определений степени родства:

  • Бабка, бабушка — мать отца или матери, жена деда.
  • Брат — каждый из сыновей одних родителей.
  • Братан, братаник, братеня, братеник, брательник — двоюродный брат.
  • Братанна — дочь брата, племянница.
  • Брательница — родственница вообще, двоюродная или дальняя.
  • Братыч — сын брата, племянник.
  • Внук — сын дочери, сына, а также сыновья племянника или племянницы.
  • Внучка, внука — дочь сына, дочери, а также дочери племянника или племянницы.
  • Дед — отец матери или отца.
  • Дедина, дедка — тетка по дяде.
  • Дедич — прямой наследник по деду.
  • Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям.
  • Дщерич — племянник по тетке.
  • Дщерша — племянница по тетке.

Существуют различные виды родства между людьми. Родство однородное или кровное (единокровное) связывает всех людей мужского и женского пола, происходящих от одного родоначальника, даже если не все они носят одну фамилию.

Родство по восходящей линии идет от человека к его предкам — отцу (матери), дедушке (бабушке), прадедушке (прабабушке) и т.д.

Родство по нисходящей линии идет от человека к его потомкам: детям, внукам, правнукам и т.д. независимо от пола.

В родстве однородном (кровном) браки по прямым нисходящим и восходящим линиям полностью запрещаются в любых степенях. То есть, запрещены браки между родителями и детьми, дедом и бабкой и внуками и т.д. во всех поколениях.

Побочное кровное родство или родство по боковой линии возникает между людьми, имеющими общих родоначальников, но не связанных между собой по прямой линии. В таком родстве находятся братья и сестры родные, двоюродные и троюродные, дяди и тёти с племянниками и племянницами, внучатые племянники, то есть внуки родных братьев или сестер и т.д.

В родстве однородном (кровном) побочном (боковом) браки воспрещаются до седьмой степени родства и разрешаются начиная с восьмой степени и далее[27]. То есть браки запрещены между родными, двоюродными и троюродными  братьями и сестрами, но разрешены для четвероюродных братьев и сестер [28].

Также в однородном (кровном) родстве запрещены все браки между дядями (тетями) и племянниками (племянницами) всех степеней родства, меньших восьмой. Например, родной дядя не может жениться на родной племяннице (дочери брата), потому что они в третьей степени родства [29]. Малый (двоюродный) дядя не женится на  малой  (двоюродной) племяннице, дочери двоюродного брата своего, потому что они в пятой степени родства [30].

Прежде чем перейти к названиям будущих родственников, для начала стоит разобраться кто кому и кем приходится в своей семье. Есть несколько степеней родства, считают от первой до шестой, так как потом уже связи становятся слишком далекими. Итак, степени в порядке убывания:

  1. Отец – сын/дочь, мать – сын/дочь.
  2. Дедушка/бабушка – внуки.
  3. Прадедушка/прабабушка – правнуки, дяди/тети – племянники.
  4. Двоюродные сестра/брат, двоюродные бабушка/дедушка – внучатые племянники/племянницы.
  5. Двоюродные дяди/тети – двоюродные племянники/племянницы.
  6. Троюродные сестры и братья.

Если с первой степенью все понятно, то дальше в названиях указанных родственников есть свои нюансы. Для бабушки и дедушки внуки – это дочери и сыновья не только своих детей, но и племянников.

Дядями/тетями называют братьев/сестер матери или отца, а также их супругов, но жены и мужья уже, конечно, не кровные родственники. Есть также понятие великие и малые дяди/тети. Первыми называли сестру и брата дедки/бабки, а вторыми – отца/матери. Сейчас их просто называют двоюродными бабушками/дедушками и двоюродными дядями/тетями.

Просто племянники – это дети братьев/сестер, внучатые племянники, соответственно их внуки. Но внучатыми также называют любых троюродных родственников. Двоюродных братьев и сестер сегодня зачастую именуют кузенами и кузинами на западную манеру и совсем забыли их старорусские наименования – сестринка и братан.

Хотя последнее в ходу в определенных молодежных кругах, но не подразумевает кровное родство. К слову, если вы задумываетесь, как распределить обязанности на свадьбе, то имейте в виду, что привлекать к организации торжества можно всех, даже людей шестой степени родства, если вы, конечно, с ними знакомы.

Бывают случаи, когда семьей становятся не родные по крови люди, например, когда мужчина и женщина женятся, имея детей от предыдущих браков, или супруги усыновляют ребенка. В этом случае члены семьи будут называться:

  • мачеха – неродная мать,
  • отчим – неродной отец,
  • пасынок – неродной сын,
  • падчерица – неродная дочь,
  • названный сын – усыновленный,
  • названная дочь – удочеренная,
  • названные мать и отец – усыновители,
  • сводные братья и сестры – родные и неродные дети между собой.

Также к неродным, но близким можно отнести людей, названия которых в наши дни чаще можно встретить в фильмах и книгах, чем в реальности:

  • молочная мать – женщина, вскормившая неродного ребенка по отношению к нему,
  • молочный брат или сестра – неродные между собой дети, вскормленные одной женщиной,
  • дядька, мамка – мужчина или женщина, которые присматривают за ребенком и воспитывают его, сегодня больше известные как нянь и няня.

Здесь все просто, названия матерей и отцов супругов сегодня у всех на слуху и до сих пор активно используются. Родители жены – тесть и теща, родители мужа – свекор и свекровь. Между собой отцы – сваты, а матери – сватьи. А называли их так потому, что именно с их участием проходил обряд сватовства невесты.

Что касается остальных родственников, дяди/тети, бабушки/дедушки, племянники жены по отношению к мужу или мужа к жене никаких особых названий не имеют, обращаются к ним сегодня также, как и до брака.

Портал Свадебка.ws надеется, что вы быстро освоитесь и не будете путаться в названиях родственников, и напоминает, что родственные связи мало что решают в вопросе, кто платит за свадьбу, ведь это могут быть как сами молодожены, так и дальние родственники или даже друзья, которые имеют желание и возможность помочь в этом деле.

Родство духовное

Обряд крещения имеет важное значение для многих семей, считается, чем раньше его провести, тем лучше. Поэтому, как правило, у ребенка уже в первый год жизни появляется новая родня, а как называются родственники, которые пришли в семью в этом случае всем нам хорошо известно – крестные папа и мама, между собой и по отношению к родным родителям ребенка они считаются кум и кума.

Крестник и крестница, соответственно, девочка и мальчик, которых они крестили. Дальше ко всем родственникам с этой стороны прибавляется слово крестный (крестная). А вот крестовые братья или сестры имеют другое значение. Так называются люди, которые сами обменялись нательными крестиками. Помимо крестных, могут быть еще посаженные родители. Так называют тех, кто заменяет родных отца и мать на обряде венчания.

Как определить степень родства

Духовное родство возникает при восприятии младенца во время совершения Таинства Крещения [64].

Восприемник и (или) восприемница должны заботиться о духовном воспитании своего крестника или крестницы, и поэтому, по благодати, становятся вторыми родителями новокрещённого.

Должен быть один или два восприемника? На этот счет есть разные указания. Кормчая упоминает одного восприемника [65]. Стоглавый собор даёт четкое правило об одном крестном [66]. При этом с древности существует и стал узаконенным обычай иметь обязательно при крещении кума и куму, то есть восприемника и восприемницу. Номоканон при Большом Потребнике упоминает крестных отца и матери одного ребёнка [67].

В первой половине XIX века на Рогожском «исполнялся издревле существующий и церковью узаконенный уже обычай — иметь обязательно при святом крещении кума и куму, то есть восприемника и восприемницу, как для мальчика, а равно и для девочки» [68].

Восприемниками признаются только бывшие при крещении, совершаемом священником (а не мирянином) [69].  Нельзя в крестные записывать заочно людей, на крещении не присутствующих.

Крестными не могут быть ближайшие родственники по плоти.

Как определить степень родства

«При крещении не могут воспринимать:

  • брат брата или сестру, сестра брата или сестру;
  • дед или бабка своих внуков;
  • племянник или племянница – своих дядю или тетку.

Не могут быть восприемниками одного младенца:

  •  отец с дочерью;
  • мать с сыном;
  • родители мужа и жены (сватья)».

При этом смешивается родство плотское и духовное [70]. 

Степени духовного родства исчисляются иначе, чем при родстве плотском.

Родной отец ко всем своим детям по плоти состоит в первой степени родства.

Восприемник в первой степени родства состоит только к своему крестнику, с его отцом (кумом) состоит во второй степени, как с братом.

С родным братом крестника, если он его не крестил, восприемник стоит в третьей степени родства, как с племянником [71].

Духовное родство накладывает брачные ограничения между крестными и их крестниками.

Как определить степень родства

В 53-ем правиле Шестого Вселенского Собора (Трулльского) сказано, что «сродство по духу есть важнее союза по телу». Исходя из этого некоторые канонисты считали, что родство по крещению должно считаться так же, как и кровное, и браки в нём запрещены до седьмой степени включительно.

Однако большинством древних канонистов это мнение не было поддержано. Причина была в том, что всякое постоянно проживающее в одной местности население через несколько поколений начинает породняться до такой степени, что это начинает создавать трудности для дальнейших браков. Если и по духовному родству в тех же степенях запрещать браки, то они станут совсем невозможными. Поэтому браки при духовном родстве запрещаются лишь в нескольких оговоренных случаях.

Крестный отец и крестная мать одного крестника (крестницы) не могут вступать между собою в плотской брак[72].

В двести девятой статье Номоканона при Большом Требнике сказано: «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются».

Из этого же правила следует, что супруги не могут стать крестными родителями одного крестника, так как после этого они должны прекратить супружеское сожительство.

В Кормчей на листе 551 сказано, что человек, ставший восприемником своему родному сыну, разлучается со своей женой, так как сделал её себе духовной сестрой [73].

Запрещён брак между восприемником и крестницей, как между отцом и дочерью[74].

Не может он жениться и на дочери крестницы[75].

Большая семья

А также запрещён брак восприемника с родной матерью восприемницы, кумой, как с сестрой[76].

В духовном родстве запрещены браки в боковых линиях до 3-й степени включительно.

Сын восприемника не может жениться на своей сестре по крещению, ни на её матери, ни на её дочери [77].

Иногда брак запрещается и в 4-й степени духовного родства. Дети крестного и родные братья и сестры крестника (другие дети кума) не могут вступать между собой в брак, хотя между ними четвертая степень родства.

Но уже в пятой степени браки разрешаются, то есть сын крестника может жениться на внучке кумы.

Тем более разрешен брак между внуками крестника и кума (шестая степень) [78].

По нисходящей линии духовное родство между крестным (крестной) и крестником (крестницей) является препятствием к браку до седьмой степени включительно, подобно кровному родству. То есть брак между родными детьми крестного (крестной) и крестника (крестницы) разрешается только в восьмой степени [79].

Крестовые брат и сестра, имеющие одного крестного, не могут вступать в брак.

Семья из 10

Если один человек в разное время был крестным детей мужского и женского пола от разных родителей, то все они, хотя и не имеющие плотского родства, становятся крестовыми братьями и сестрами и не могут вступать между собою в брак (вторая степень родства) [80].

Во многих храмах крестными бывают одни и те же люди, например, сотрудники храма, пономарь и свечница. В этом случае все крещенные ими дети в будущем не должны вступать между собой в браки. Чтобы избежать такой ситуации, надо в храме среди сотрудников иметь одну пару особых восприемников для мальчиков, и другую пару особых восприемников для девочек. Возможно, в соответствии с 17-ой главой Стоглавого собора, вернуться к практике одного восприемника для мальчиков и одной восприемницы для девочек.

Если муж был восприемником одного младенца, а его жена другого, то эти дети не могут вступать в брак между собою так, как будто их крестил один восприемник (муж и жена считаются одной плотью) [81].

Но в детях крестовых братьев и сестер родства не имеется (согласно Кормчей, лист 551, где последующее нисходящее родство не указано).

Свт. Арсений Уральский писал, что, хотя «Номоканон же и здесь простирает сродство до 8 степени, но за невозможностью сего высчитывать, сего нигде ни наблюдается» [82].

Трудности выполнения правил о брачном родстве

В реальной жизни выполнение правил о допустимом брачном родстве и в древности, и теперь сталкивается с трудностями. Речь идёт не просто о схемах родственных отношений, за ними стоят живые люди, их судьбы и судьбы их детей, человеческое счастье и несчастье, а главное, вечная участь их душ. Враг спасения, играя на человеческих страстях, соблазняет людей желать браков в недозволенных степенях родства.

В России после реформ патриарха Никона общины староверов оказались в чуждом им «никонианском» окружении и могли заключать браки только в среде своих единоверцев. В условиях гонений венчание браков совершалось украдкой, нередко в отдаленном приходе, священнику которого было некогда выяснять, состоят ли брачующиеся в допустимом родстве или нет.

Ситуация стала ещё более сложной в советское время, когда немногие православные верующие семьи, в которых были женихи и невесты, оказались в окружении огромной массы атеистического населения. Брак с иноверным или атеистом запрещён правилами и зачастую окончился бы полным отпадением от веры. В этих стесненных обстоятельствах гонительного времени многие священники руководствовались подходом «по нужде и правилу бывает пременение».

В наше время гонения остались позади. Однако осталась проблема породнения жителей традиционно старообрядческих сёл России, Украины, Молдавии или потомственных прихожан храмов в крупных городах. Теперь в большинстве случаев выбор спутника жизни совершается не по воле родителей, а по личному желанию, «по красоте».

Духовное родство

Даже в традиционно старообрядческих местах и приходах молодёжь малоцерковна, часто живёт «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе» (Колос. 2:8). Если их отказываются венчать из-за недопустимого родства, они нередко вступают или угрожают вступить в невенчанное сожительство, и священник оказывается перед нелегким выбором.

Ситуация осложняется тем, что в наше время церковный брак не имеет юридической силы, а гражданское законодательство не возбраняет близкородственные браки, запрещённые Церковью [13]. Как никогда справедливо звучат слова свт. Василия Великого: «Аще кто желает брака по закону, то ему отверста вся вселенная.

Стеснённые обстоятельства, возможно, и могут позволить в каких-то случаях браки в более близких степенях, чем это требуют правила. Однако не следует забывать, что исключения не могут стать всеобщим правилом. Господь установил запреты на близкородственные браки из любви к людям, чтобы не допустить вырождения рода человеческого.

В одном старообрядческом селе на юге бывшего СССР авторитетные старики уговорили священника обвенчать брак недопустимо близкой степени родства, поскольку другие женихи были неверующими или никонианами. Священник поддался этим уговорам. Молодым людям, вступившим в этот брак, пришлось нести тяжелый крест, так как все рождающиеся у них дети были психически нездоровы.

«Землетрясения, язвы, голод, войны, засухи и другие наказания Божии» посылаются не только как наказание, но и как спасение, поскольку исторические потрясения и бедствия зачастую приводят к переселению людей на новые места жительства, перемешивают население, предотвращая тем самым близкородственные браки.

Старообрядцам стоит подумать о том, что попытка уютно жить, замкнувшись в связанные родственными узами общины, есть путь тупиковый. Через несколько поколений в таких общинах все породнятся и уже не смогут дальше вступать в браки. Даже по этой причине невозможно уклониться от выполнения заповеди Господа:

Родство - кто кому кем приходится

Близость родства определяется линиями и степенями. Степень (по-славянски «ступень») — связь одного лица с другим посредством рождений. Например, отец состоит с сыном в первой степени родства, с внуком — во второй и т. д.

Между супругами устанавливается нулевая степень родства, при подсчетах степеней родства муж и жена считаются как один человек, согласно словам Евангелия о супругах: «неста два, но плоть едина» (Матф.19:5-6).

Колено — то же, что и слово «поколение». В этом же смысле иногда используется в славянском языке и слово «род». Например, слова заупокойной молитвы «память их от рода и в род» означают «память из поколения в поколение».

Линия — это связь непрерывно продолжающихся степеней родства между поколениями, например, от отца к дочери и внуку.

Допустимые и недопустимые степени родства одинаково исчисляются как для мужчин, так и для женщин. Например, как дядя не может жениться на своей племяннице (третья степень родства), так и тётя не может выйти замуж за племянника.

При церковно-канонических определениях степеней родства между людьми обычно подразумеваются семейно-родственные отношения, возникающие в результате законных христианских браков. Однако, согласно церковным каноническим правилам, таким же образом, на основании факта рождения, считаются степени родства и между людьми, рожденными вне христианского венчанного брака, как в случае государственной регистрации супружества, так и при явном блудном сожительстве. Возникающие при этом близкородственные связи так же являются препятствием для христианского брака, как и родство в венчанном браке [25].

По мнению некоторых современных знатоков церковных правил, это остаётся в силе и в том случае, если блудное сожительство имело место до крещения человека. Хотя в Таинстве Крещения и происходит полное оставление совершенных ранее грехов, но кровные родственные связи по плоти не упраздняются [26].   

Отношения свойства

Свойство — это не что иное, как отношения, которые возникают из факта заключения брака между мужем и женой, родственниками брачующихся и т. д.

После свадьбы

Примеры свойских отношений:

  • муж/жена — супруги;
  • свекор/свекровь — отец/мать мужа;
  • тесть/теща — отец/мать жены;
  • деверь/золовка — брат/сестра мужа;
  • шурин/свояченица — брат/сестра жены.Как определить степень родства                                                                                               

Обращаем ваше внимание, что кум и кумовья (крестные отец и мать ребенка) не относятся к свойству. Это категория так называемого духовного родства.

Несмотря на то, что свойство не основано на крови и сближает людей только после заключения брака между мужем и женой, российский законодатель довольно активно использует эту категорию при возникновении различных правовых ситуаций.

Возьмем, к примеру, наследственное право. Наравне с детьми и родителями погибшего наследниками первой очереди является супруг/супруга.

При заполнении различных анкет просят указать сведения о бывших/нынешних супругах.

Двухродное родство (свойство) объединяет посредством брака два рода. Оно создает родственные связи между единокровными родственниками мужа и единокровными родственниками  его жены.

Свойственниками называются родственники по мужу, по жене. Свояченица — сестра жены, свояк — её муж. Свояки — женатые на двух сестрах. Иногда свояками называют вообще всех родных по свойству. Сват и сватья — родители молодых супругов и их родственники, породнившиеся через брак (сватовство).

Степени двухродного родства считаются так же, как и в кровном родстве, при этом степени кровного родства между родными мужа и родными жены складываются.

В двухродном родстве, в котором сочетаются два рода, браки разрешаются в шестой степени родства, если при этом не смешиваются родственные имена (поколения), то есть младшие родственники через брак не становятся старшими родственниками [35].

Например, мой брат находится со мной во второй степени родства, сестра моей жены по отношению к ней также во второй степени. При этом два родных брата не женятся на двух родных сестрах, так как между ними четыре степени и смешиваются имена (братья становятся свояками) [36].

Родной дядя и племянник не женятся на матери и дочери, так как между ними четвертая степень родства [37].

Племянник мужа может жениться на племяннице жены, так как между ними шестая степень родства и родственные имена не смешиваются (не роднятся со старшими родственниками) [38].

Если в двухродном родстве происходит смешение родственных имен, то такие браки запрещаются и в шестой, и в седьмой степени родства. Например, два родных брата не женятся на тетке и племяннице, так как пятая степень родства и племянница становится невесткой [39].

Два родных брата не женятся на двух двоюродных сестрах, так как, хотя между ними и шесть степеней, но двоюродные сестры становятся соневестками [40].

Таким же образом запрещаются и другие подобные браки. Причем в некоторых случаях отдаленного родства седьмой степени у древних авторитетных канонистов существуют разногласия по поводу их допустимости.

Я не могу жениться на падчерице дочери жены двоюродного брата моей первой жены. Хотя мы с ней в пятой степени родства, что допустимо, однако после такого брака будет смешение родов (поколений), и дочь станет двоюродной невесткой своей матери [62].

Свёкор — отец мужа

Свекровь — мать мужа

Тесть — отец жены

Тёща — мать жены

Деверь — брат мужа

Шурин — брат жены

Родня после свадьбы

Золовка — сестра мужа

Свояченица — сестра жены

Свояк — муж свояченицы

Зять — муж дочери, муж сестры, муж золовки

Сноха — жена сына по отношению к отцу

Невестка — жена брата, жена сына для его матери, жена одного брата по

отношению к жене другого; употребляется также вместо сноха, золовка, свояченица

Сват — отец одного из супругов по отношению к родителям другого

Сватья — мать одного из супругов по отношению к родителям другого

Дед (дедушка) — отец отца или матери.

Бабушка (бабка) — мать отца или матери

Двоюродный дед — дядя отца или матери.

Двоюродная бабушка — тетя отца или матери

Внук (внучка) — сын (дочь) дочери или сына по отношению к деду или бабушке. Соответственно двоюродный внук (внучка) — сын (дочь) племянника или племянницы.

Схема

Племянник (племянница) — сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных). Соответственно ребенок двоюродного брата (сестры) — двоюродный племянник, троюродного брата (сестры) — троюродный племянник

Внучатый племянник (племянница) — внук (внучка) брата или сестры

Дядька (дядя, дядюшка) — брат отца или матери, муж тетки

Тетка (тетя, тетушка) — сестра отца или матери по отношению к племянникам. Жена дяди по отношению к его племянникам

Двоюродный брат — находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей

Троюродный брат — сын двоюродного дяди или двоюродной тети

Таблица

Двоюродная сестра — дочь родного дяди или родной тети

Троюродная сестра — дочь двоюродного дяди или двоюродной тети

Как только молодые официально стали мужем и женой, количество родственных связей каждого из них умножилось на два. И хорошо бы знать, как называют родственников, которых вы только приобрели, ведь во многих семьях до сих пор принято обращаться к друг другу по давно сложившейся традиции. Давайте разберемся, кто кому и кем приходится после свадьбы.

Отношения родства между разведёнными супругами

Возникновение или изменение, а также прекращение семейных отношений законодатель связывает с различного рода юридическими фактами.

Все юридические факты можно разделить на действия и события.

Действия — это то, что зависит от воли людей. Например, гражданин усыновляет ребенка.

Загрузка...

События — это то, что от воли сторон не зависит, например, родство.

В семейном праве большое значение придается кровному родству, которое является основанием для возникновения отношений между родителями и детьми. А вот между другими близкими родственниками могут возникнуть только алиментные обязательства. Например, ребенка содержит бабушка, так как родители не в состоянии делать выплаты.

Свойство также порождает алиментные обязательства. Например, в случае развода жена вправе требовать выплат от мужа, если она беременна или воспитывает общего ребенка до 3 лет.

Брат и сестра мужа, соответственно, называются деверь и золовка, а брат и сестра жены – шурин и своячница. Носители восточно-европейского диалекта еще называют братьев с обеих сторон швагерами.

Что касается жен братьев, их наименования и того, кем они являются друг другу, – русский язык не скупился на названия. Их больше, чем для каких-либо других родственников – ятровки, сношенницы, а в некоторых регионах, также как и сестра мужа, имеют название золовки. Соответственно, жены братьев по отношению к друг другу называются также.

Как уже было сказано выше, степень родства в законных семейных отношениях определяется как самая первая и главная. Если один из супругов уходит из жизни, то второй разделяет первостепенное право на наследство с родными детьми. Эта родственная степень закреплена не только традицией, но и действующим законодательством. В правовых документах она именуется первой очередью.

К слову, степень ближайшего (хоть и не кровного) родства мужа и жены подтверждена пословицами и поговорками — народной мудростью то есть. Недаром ведь говорят, что муж и жена — одна сатана. И как бы зловеще это не звучало, смысл фразы на практике нежен и максимально правдив. Так ведь оно и есть: два человека с одним любящим сердцем напополам.

Родственники разведённых супругов продолжают оставаться в отношениях так называемого фиктивного свойства. Кормчая в связи с этим упоминает только о запрете брака между одним из разведённых супругов и сыном (дочерью) другого супруга от другого брака (свойство первой степени) [63].

Например, Петр состоял в браке с Анной, потом они развелись. Анна вышла второй раз в брак за Андрея, у них родилась дочь Наталья. После совершеннолетия Натальи Петр не может на ней жениться.

В византийскую эпоху разводы супругов случались редко, и, возможно, поэтому этот вопрос канонистами не был подробно разработан. В наше время разводы стали массовым явлением. Поэтому вопрос о возможности браков между потомками разведённых супругов приобретает большое значение.

Считаем, что, поскольку даже блудная связь создает в происшедшем от него потомстве такое же родство по плоти, как и в законном браке, то представляется обоснованным по образу этого исчислять родство между потомством разведённых супругов.

В этом случае дети, родившиеся у разведённых супругов в разных браках, считаются сводными братьями и сестрами, и степени допустимого родства для заключения браков между ними такие же, как в однородном (кровном) родстве (то есть до восьмой степени).

Родство по усыновлению (удочерению)

В 24-й новелле императора Льва Мудрого (конец IX — начало X вв.) предписывается совершать усыновление с совершением особого церковного чина. Этот чин «бываемый, в чадотворении» включен в славянский старопечатный большой Потребник (глава 36). Он совершается священником, состоит из особой малой ектеньи и трех молитв. После совершения этого чина усыновители становились для усыновленных вместо родителей, а приемные дети вместо родных детей [31].

В отношении запрещённых и разрешённых браков родство по усыновлению должно соблюдаться так же, как и кровное родство. Усыновитель (усыновительница) и усыновленный (удочеренная) не могли вступать в общение брака друг с другом (первая степень родства). Усыновитель не мог жениться на усыновленной так же, как на родной дочери [32].

Усыновленный сын не может жениться на жене своего названного отца после его смерти как на матери. Усыновитель не может взять в жены после смерти усыновленного сына его жену [33]. Приемный сын не может жениться на матери жены названного отца (она вместо бабки, вторая степень), ни на сестре её матери (она вместо великой тетки, четвертая степень).

Совершение браков между усыновленными и естественными (и сводными) детьми усыновителя воспрещалось так же, как и между родными братьями и сестрами (вторая степень родства). Усыновленный не может жениться ни на дочери, ни на падчерице своего названного отца, так как он приходится им вместо родного брата (вторая степень родства) [34].

Степени родства

Приемный сын не может жениться на дочери сына своего названного отца (он ей дядя, третья степень родства), ни на внучке (четвертая степень родства).

Родство трехродное

Трехродное родство образуется тогда, когда три чужих ранее рода роднятся при помощи браков. Родство также считается по линиям, и количество степеней слагается в общую сумму. Вначале рассмотрим случаи, когда два брака, создающие трехродное родство, существуют одновременно.

Сестра Анна и брат Фома относятся к первому роду. Муж Анны, Петр, относится ко второму роду, а жена Фомы, Марфа, — к третьему. Между Петром и Марфой вторая степень родства [55].

Из трех родов Анна и Фома называются средним родом, а Петр и Марфа называются крайними родами. Чем больше крайние роды удаляются от среднего, тем больше становится возможностей для вступления в брак, и наоборот.

В трехродном родстве (свойстве), благодаря присоединению третьего рода, браки разрешаются начиная от четвертой степени.

https://www.youtube.com/watch?v=vshaEEg9Rp4

Шурин (брат жены) одного из братьев может жениться на своячнице (сестре жены) другого брата, между ними шестая степень родства [56].

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Akademia-Print.ru