Отличие права оперативного управления от безвозмездного пользования. Почему в п.1 ч.23 ст.93 речь идет только о помещениях и зданиях, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление

Безвозмездное пользование государственным и муниципальным имуществом

м права оперативного управления являются полномочия по владению, пользованию и распоряжению активами государства. Реализация этого права регулируется ГК РФ, а также законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».  Рассмотрим, что такое оперативное управление и каким имуществом можно распоряжаться в процессе его реализации.

Объем прав каждого предприятия закрепляется его уставом и другими учредительными документами. Закон предполагает, что ОУ обладает особым правовым режимом и является ограниченным видом права. Его не нужно путать с хозяйственным ведением имущества, субъектами которого могут быть только государственные или муниципальные предприятия.

Функции субъектов

Субъекты права оперативного управления — государственные предприятия (федеральные, муниципальные, субъектов РФ), а также созданные ими учреждения любой формы собственности. Решение о создании федерального предприятия принимает Правительство РФ, муниципального — муниципальные органы власти, а предприятия субъектов РФ — органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Казенные предприятия вправе распоряжаться:

  • оборудованием, транспортом и пр.;
  • доверенными им производственными комплексами;
  • денежными средствами в соответствии с утвержденной сметой;
  • продукцией и доходами, полученными от работы;
  • любыми вещами, находящимися в свободном гражданском обороте.

Закрепленные объекты подлежат страхованию за счет собственника. Все вопросы реализации сделанной продукции или услуг они также могут решать самостоятельно, но отчуждение, распоряжение активами уже требует согласия собственника, то есть государства.

Не вправе субъекты права, к примеру, продавать здания собственника без его ведома. Но они обязаны осуществлять регистрацию права на недвижимость и земельные участки, закрепленные за ними. Полученные от деятельности доходы поступают в самостоятельное распоряжение предприятия. Государство может забрать излишки, которое не используется.

Казенные предприятия не вправе отчуждать здания или оборудование, приобретенные за счет средств, выделенных им по смете без согласия государства.

Объем прав

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

Для оформления необходимо подготовить:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
  • договор о передаче прав;
  • опись активов, акт приема-передачи.

Отличие права оперативного управления от безвозмездного пользования. Почему в п.1 ч.23 ст.93 речь идет только о помещениях и зданиях, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление

Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ.

В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения.

Порядок передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, определяется ГК РФ. Казенные предприятия могут инициировать признание недействительными актов собственника об изъятии или распоряжении вверенного им объекта.

Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

Отличие права оперативного управления от безвозмездного пользования. Почему в п.1 ч.23 ст.93 речь идет только о помещениях и зданиях, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление

Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

Ограничение прав

Ограничивает право ОУ только собственник и закон. По обязательствам казенных предприятий предусмотрена субсидиарная форма ответственности. Недвижимость находиться под обременением.

Без разрешения государственных органов реализовать дома, здания, цеха и другие помещения будет невозможно.

Существуют также ограничения на распоряжение особо ценным имуществом субъектом права ОУ.

Списание оборудования осуществляется с согласия собственника. Не может казенное предприятие также менять целевое назначение объектов без согласования. Оно обязано отчитывается перед государством об использовании всех активов и исполнении решений.

ВАЖНО! Доходы, полученные казенными предприятиями, а также изъятое у них имущество или излишки, поступают в государственный бюджет.

Государство наделяет казенные предприятия и учреждения правом оперативного управления. Закон предусматривает ограниченные возможности по распоряжению активами, однако у субъектов достаточно прав для организации производственной деятельности для достижения целей, поставленных перед ними уставом.

Объем прав

Ссудодателями государственного (муниципального) имущества являются: – органы по управлению государственным и муниципальным имуществом; – унитарные предприятия – в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; – казенные, бюджетные и автономные учреждения – в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленное в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование.

  1. государственным органам и внебюджетным фондам, ЦБ РФ;
  2. муниципальным предприятиям и госучреждениям, корпорациям и компаниям;
  3. на основании международных договоров и федерального законодательства РФ;
  4. некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ (профсоюзы, общественные движения и фонды, политическим партиям и другие);
  5. образовательным и медицинским учреждениям;
  6. адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам;
  7. объектам почтовой связи;
  8. взамен объекта недвижимости, в отношении которого были прекращены права пользования в связи со сносом или реконструкцией.

Основаниями для договора безвозмездного пользования государственным имуществом выступают Постановления главы исполнительной власти и итоговый протокол торгов/аукциона/конкурса. Передача имущества, принадлежащего унитарным, бюджетным и автономным учреждениям на правах оперативного управления и хозяйственного ведения, возможна только при наличии результатов проведенных торгов, дающих право безвозмездного пользования имуществом.

Решение о передаче или отказе в передаче прав безвозмездного пользования государственным имуществом принимается органом управления в течение 1 месяца. Договор безвозмездного пользования помещением заключается между двумя участниками (ссудодателем и ссудополучателем) в письменной форме. Соглашение считается заключенным при достижении соглашения по всем пунктам договора обеих сторон, после факта передачи имущества ссудополучателю по акту приема-передачи.

Вниманиеattention
Можно ли это сделать без торгов?Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ульяна! В данном случае торги проводить не требуется, так как имущество передается государственному органу.

Анна

Государственному учреждению ФСС передано в безвозмездное пользование нежилое помещение по договору “о передачи имущества в безвозмездное пользование”. ФСС просит закрепить указанное имущество на праве оперативного управления, можем ли это сделать

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анна! Право оперативного управления устанавливается собственником имущества по собственному усмотрению.

Поэтому, если собственник решит передать имущество в оперативное управление учреждению, то это будет являться законным.

Объем прав

Статья 342

Эти обязанности колхоза основываются на членских колхозно-правовых отношениях, однако порождают гражданские права и обязанности между колхозом и колхозником по осуществлению пользования (ст.

4 ГК). В случаях, указанных в п. 28, и в случаях, когда предоставление имущества колхоза согласно п. 29 является бесплатным, возникают отношения, регулируемые гл.

Отличие права оперативного управления от безвозмездного пользования. Почему в п.1 ч.23 ст.93 речь идет только о помещениях и зданиях, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление

29 ГК, при условии использования имущества самим колхозником, во владение которого оно передается.

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе!

По юридической природе договор безвозмездного пользования имуществом необычен. Он может быть как консенсуальным, так и реальным.

При заключении договора ссудодателем — юридическим лицом, выполняющим свои уставные задачи (библиотекой, магазином, домом отдыха и т.д.), договор ссуды является консенсуальным. Следовательно, требование ссудополучателя о передаче имущества становится юридически обязательным для ссудодателя (ст. 344 ГК)

По юридической природе договор безвозмездного пользования имуществом необычен. Он может быть как консенсуальным, так и реальным.

При заключении договора ссудодателем — юридическим лицом, выполняющим свои уставные задачи (библиотекой, магазином, домом отдыха и т.д.), договор ссуды является консенсуальным.

Нужно ли вносить изменения в Свидетельство о праве оперативного управления и какие документы для этого нужны? Спасибо

Отличие права оперативного управления от безвозмездного пользования. Почему в п.1 ч.23 ст.93 речь идет только о помещениях и зданиях, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления Обычно уменьшение площади происходит в результате перепланировки, перепланировку необходимо узаконить, соответственно вначале Вам необходимо обратиться в пректно-инвентаризационное бюро ———————————————————————

Надо ли нам менять свидетельство на право оперативного управления помещением, в котором указан МУ?…

Бизнесмен, который получает помещение в пользование на безвозмездной основе, должен за свой счёт содержать это помещение в отличном состоянии.

Существенными условиями такого договора являются:

  1. предмет соглашения;
  2. безвозмездность пользования.

Ещё одним немаловажным условием является то, что имеется возможность изменения сторон.

Согласно с п. 1 ст. 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010 г.).

Отличие права оперативного управления от безвозмездного пользования. Почему в п.1 ч.23 ст.93 речь идет только о помещениях и зданиях, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление

Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в , жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлена только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

  • федеральные и региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
  • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);
  • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Ссудодатель вправе потребовать расторжения договора безвозмездного пользования в одностороннем порядке в случаях:

  • использования ссудополучателем государственного имущества не по назначению, указанному в договоре;
  • не исполнения ссудополучателем обязательств по содержанию имущества и поддержанию его в надлежащем состоянии;
  • передачи ссудополучателем имущества, полученного на праве безвозмездного пользования, третьему лицу без согласия на то ссудодателя;
  • значительного ухудшения состояния имущества вследствие пользования ссудополучателем.

В свою очередь, ссудополучатель также имеет право расторгнуть договор безвозмездного пользования в одностороннем порядке. Основанием для этого может стать:

  1. факт обнаружения недостатков, которые не позволяют использовать имущество в полной мере по назначению, и о которых ссудополучатель не был проинформирован в момент заключения договора;
  2. невозможность использования имущества, как предмета договора, по назначению в связи с возникшими обстоятельствами, за которые ссудополучатель ответственность не несет;
  3. факт наличия прав третьих лиц на данное имущество, о чем при заключении договора ссудополучатель предупрежден не был;
  4. неисполнение ссудодателем условия договора безвозмездного пользования по передаче имущества и сопутствующих документов, по акту приема-передачи ссудополучателю.

Здание принадлежит школе на праве оперативного управления. Планируется возведения пристроя к зданию. Кто должен подавать заявление на получение разрешения на строительство — сама школа или управление муниципального имущества от имени администрации?

Ответ юриста на вопрос:
право оперативного управления Все зависит от положений Вашего Устава и Распоряжения, которым Вам было передано здание. Обычно такие действия предпринимает владелец с согласия собственника.———————————————————————

Чем отличается безвозмездное пользование от оперативного управления

Добрый день. Я представляю муниципальное бюджетное учреждение. До 2011 г. мы назывались муниципальным учреждением, а в 2011 году внесли изменения в название и добавилось слово бюджетное. Устав поменяли и в нем прописали, что МБУ является правопреемником МУ. Надо ли нам менять свидетельство на право оперативного управления помещением, в котором указан МУ?

Ответ юриста на вопрос:
право оперативного управления Не обязательно. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (ст. 17.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ

“О некоммерческих организациях”).

Таким образом, за Вами сохраняются все ранее приобретенные права, в том числе и право оперативного управления, которые дополнительного регистрировать, в связи с изменением типа учреждения, не нужно.———————————————————————

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста может ли Администрация города передать на праве оперативного управления служебные жилые помещения, которые были предоставлены работникам пожарной части, которая не является муниципальной

Ответ юриста на вопрос:
право оперативного управления Передать что то может только собственник. Если указанные служебные помещения находятся в собственности города, то она вправе распоряжаться ими по своему усмотрению.———————————————————————

Можно ли пользоваться земельным участком без регистрацииправа оперативного управления, на основании только договора?

Ответ юриста на вопрос:
право оперативного управления Здравствуйте. Нет———————————————————————

Земельный участок в областной собственности и закреплен на праве оперативного управления за учреждением, как построить медицинский центр на данном земельном участке за счет средств местного бюджета

Ответ юриста на вопрос:
право оперативного управления С разрешения собственника земельного участка.———————————————————————

Нашему учреждению на праве оперативного управления принадлежит здание (находящееся в собственности края), которое в данный момент не используется в связи с его аварийным состоянием. Может ли краевое агентство по управлению госимуществом без нашего согласия нашего учреждения прекратить право оперативного управления на указанное здание, и что можно предпринять, чтобы это было невозможно.

Ответ юриста на вопрос:
право оперативного управления По ГК РФ собственник имущества вправе изъять у учреждения неиспользуемое имущество без согласия Учреждения Поэтому вы ничего не можете сделать, кроме как просить не изымать———————————————————————

» Снилс » Отличия безвозмездного пользования от права оперативного управления. Особенности применения договора безвозмездного пользования

Отражение указанных хозяйственных операций в бухгалтерском учете ссудополучателя выглядит следующим образом: операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.

Получено в безвозмездноепользованиеавтотранспортное средство 001 60 000 Получены услуги поэксплуатацииавтотранспортного средства 20, 26, 44 60 8 000 Начислен НДС по услугам,связанным с эксплуатацией 19 60 1 600 Оплачены услуги поэксплуатации 60 51 9 600 Предъявлен НДС к вычетупри расчетах с бюджетом 68 / НДС 19 1 600 Осуществлен возвратавтотранспортного средства ссудодателю 001 60 000 При передаче организацией — собственником объектов основных средств или иного имущества в соответствии с договором безвозмездного пользования данные объекты (иное имущество) продолжают числиться на его бухгалтерском балансе.

В консенсуальном договоре ссуды возникает обязанность ссудодателя передать имущество в пользование другой стороне. Ее нарушение дает ссудополучателю право на принудительное истребование имущества и компенсацию убытков. Но размер таких убытков ограничивается реальным ущербом и не включает упущенную выгоду (ср. ст. 344 ГК).

Одно из существенных условий договора ссуды — его срок. По общему правилу, закон не предусматривает каких-либо предельных сроков этого договора, определяемых соглашением сторон*. Он может заключаться и без указания срока (на неопределенный срок).

безвозмездное пользование отличие от оперативного управления

Кроме того, при продолжении пользования имуществом ссудополучателем по истечении срока договора и при отсутствии возражений ссудодателя договор считается * Правило ст.

Например, при невозврате или порче книг и других печатных материалов, полученных из библиотечных фондов, с читателя могут быть взысканы убытки в размере десятикратной стоимости таких материалов**.

Ссудополучатель, по общему правилу, не приобретает прав на плоды и другие доходы, приносимые предоставленной ему в пользование вещью, ибо они принадлежат собственнику, если иное не установлено законом или договором (п. 1 ст. 50 Основ, п. 6 ст. 2 Закона о собственности в РСФСР).

Ссудополучатель с согласия ссудодателя вправе передать полученное им в пользование имущество третьему лицу (ст.

346 ГК). В отличие от поднайма такая передача может быть лишь безвозмездной, ибо безвозмездна и сама ссуда***.

Основанием для этого должны стать веские обстоятельства, которые мешают арендатору использовать объект по назначению или так, как он рассчитывал, но… Передающая сторона не отвечает за те недочеты, которые были прописаны в договоре или обнаружены в ходе осмотра объекта.

Несмотря на то, что за состоянием объекта должен следить собственник, после заключения договора о безвозмездном пользовании объекта за сохранность помещения отвечает уже наниматель.

important

Немаловажным пунктом является факт, что пользователь берет на себя всю ответственность за случайную порчу или уничтожение объекта или вещей, располагающихся в нем.

Ответственность ссудополучателя после получения прав на безвозмездное пользование государственным имуществом

Однако в последнее время крупные коммерческие корпорации создают учреждения (здравоохранения, образования, культуры) с негласной, но очевидной целью оптимизировать свою деятельность. Как правило, такие учреждения наделяются специальным имуществом, статус которого определен как «на праве оперативного управления».

Попытаемся систематизировать особенности учета операций, связанных с имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждений, осуществляющих как уставную, так и коммерческую деятельность.

Предыстория

Изначально «оперативное управление» не называлось правом и в него вкладывался несколько иной смысл.

Обратимся к истории вопроса. Ранее право оперативного управления было закреплено в статье 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года (далее – Основы гражданского законодательства СССР) и в статье 93.1 ГК РСФСР 1964 года.

В дальнейшем оно было преобразовано в «право полного хозяйственного ведения» (для предприятий, производящих товары, работы, услуги) и право оперативного управления (для бюджетных учреждений, не производящих добавленную стоимость).

В пореформенное время (с 1994 г.) в ГК РФ субъектами права оперативного управления названы учреждения и государственные предприятия (ст. 296 ГК РФ). Определяющее значение для понимания сути, смысла и особенностей налогообложения операций с имуществом, находящимся в оперативном управлении, имеет статья 299 ГК РФ.

Фрагмент документа

Пункт 2 статьи 299 Гражданского кодекса РФ

«… Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения…».

Таким образом, оперативное управление является своеобразным «пережитком прошлого», плохо вписывающимся в рыночные отношения.

Подобная неопределенность крайне усложняет учет и налогообложение операций с имуществом в учреждениях, осуществляющих его оперативное управление, что усугубляется еще и недостаточной урегулированностью таких операций в налоговом законодательстве.

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность , являются Гражданский кодекс и Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

Отметим, что и ГК РФ, и Закон № 7-ФЗ в качестве непременного условия существования учреждения называют осуществление им некоммерческой деятельности.

Тем не менее некоммерческие организации могут вести и деятельность, приносящую доход, но лишь в рамках достижения целей своего создания. Как правило, считается, что коммерческая деятельность не должна быть основным источником дохода учреждения.

Однако на практике частные учреждения, действующие в сферах здравоохранения (а также культуры, физической культуры и спорта, образования), до 100% своего объема финансирования могут получать от приносящей доход деятельности.

Учредитель может наделить учреждение имуществом, закрепив за ним право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), при этом сохраняя право собственности за собой, что дает ему возможность изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

info

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним либо приобретенным за счет средств целевого финансирования, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК РФ).

Более того, право распоряжения указанным имуществом в течение всего срока оперативного управления принадлежит собственнику имущества (учредителю оперативного управления).

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное на них имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются отдельно.

Означает ли это, что если, к примеру, учреждение здравоохранения получило доход от платной медицинской деятельности и приобрело новые основные средства, то оно может ими распорядиться по своему усмотрению? В том-то и дело, что нет: доход учреждения, полученный в результате предпринимательской деятельности с использованием имущества, находящегося у него на правах оперативного управления, становится собственностью учредителя, как и новое имущество, приобретенное за счет такого дохода, при этом учреждение будет осуществлять оперативное управление им.

Именно по этой причине в тех случаях, когда собственник (учредитель оперативного управления) принимает решение об изъятии имущества или его перераспределении, возникают неочевидные налоговые последствия для обеих сторон (как учредителя, так и учреждения).

Передавать имущество, изымать его обратно и получать доходы от учреждения собственник может несколькими способами.

Вариант 1

В соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ учредитель оперативного управления вправе передать и при необходимости изъять имущество учреждения по собственной инициативе, если оно не используется им, используется не по назначению, является излишним или при реорганизации учреждения.

В перечисленных ситуациях порядок бухгалтерского и/или налогового учета определен лишь в отношении имущества, ранее переданного собственником учреждению. Что же касается имущества, приобретенного в процессе деятельности учреждения, то этот вопрос нормами права (как гражданского, так и налогового) до настоящего времени не урегулирован.

Вариант 2

Однако на наш взгляд, передача имущества, заработанного учреждением в рамках коммерческой деятельности, собственнику не является дарением, поскольку право собственности на такое имущество не переходит от одного лица к другому: имущество принадлежит учредителю управления с момента его приобретения, хотя и находится в оперативном управлении у учреждения.

Описанную ситуацию мы рассматриваем как неурегулированную с точки зрения налогового законодательства и потенциально приводящую к негативным для учредителя налоговым последствиям.

Учреждение признается налогоплательщиком (п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно, при операциях, связанных с перемещением имущества, чаще всего ОС, при определенных условиях могут возникать налоговые обязательства. Для того чтобы определить их статус и объем, рассмотрим более подробно то, как эти операции отражаются в учете (с точки зрения обложения налогом на прибыль).

Передача имущества

Срок оперативного управления отсчитывается с даты фактической передачи имущества наделяемой организации.

Права на полученное некоммерческими организациями недвижимое имущество требуют госрегистрации в сроки и в порядке, которые определены Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ.

При этом, как правило, в учете передающей стороны данная операция отражается как «операция по формированию актива», принимающей – как задолженность перед учредителем управления с одной стороны и признанием стоимости актива с другой.

В учете учредителя операция отражается проводками:

  • Дебет 01 Кредит 01;
  • Дебет 02 Кредит 01;
  • Дебет 76 (58) Кредит 01.

Эксплуатация ОС

Рассмотрим порядок учета отдельных операций, связанных с эксплуатацией имущества в оперативном управлении.

Объем прав

Можно ли учредителю передать в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управленияимущество бюджетному учреждению?

Ответ юриста на вопрос:
право оперативного управления ДА, конечно можно.

УДАЧИ ВАМ———————————————————————

Может ли казенное учреждение отказаться от права оперативного управления недвижимым имуществом,если оно не отвечает и не используется по согласно целям и задачам установленным в положении об учреждении

Ответ юриста на вопрос:
право оперативного управления ДА, в этом случае может, через арбитраж.

Забор про справке БТИ признан недвижимым имуществом,какие бумаги необходимы для гос.регистрации права оперативного управления

Ответ юриста на вопрос:
право оперативного управления док-ты на земельный участок-свид-во о праве собственности, кадастровый паспорт земельного участка———————————————————————

Мы — бюджетное учреждение, за нами закреплено право оперативного управления объектом недвижимого имущества. Предыдущий оперативный управляющий заключил договор аренды на данный объект, Арендатор отказался подписывать доп. соглашения о вхождении нашего учреждения в договор. В результате Арендатор не платит арендную плату ни нам ни предыдущему оперативному управляющему. Что делать?

Ответ юриста на вопрос:
право оперативного управления Здравствуйте, Александр Иванович!

Согласно ст. 431 ГК РФ подавайте в суд после претензионного порядка. Будут вопросы, пишите.———————————————————————

Как сформулировать в приказе передачу имущества, находящегося на праве оперативного управления одного подразделения министерство в право оперативного управления другого подразделения министертства

Объем прав

Конференция ЮрКлуба

Святослав 30 Авг 2007 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 19 апреля 2007 г.) 9.

  • Пятница, 22 Август 2014 12:10
  • Автор Максим Чемерисов
  • Опубликовано в Вопрос-ответ
  • Прочитано 8065 раз
  • Печать
  • Эл. почта

Ч.1 п.23 ст.93.

Возможно ли это без проведения торгов и нужно ли в данном случае согласование нашего учредителя?Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Виктория! Возможно, но на срок не более 30 дней в течение шести последовательных календарных месяцев. По общему же правилу для заключения такого договора требуется проведение торгов.

Ульяна Иванова

Добрый день! Муниципальное бюджетное учреждение хочет передать в безвозмездное пользование управлению Росгвардии имущество, находящееся у него на праве оперативного управления.

В свою очередь, Росгвардия желает передать имущество, находящееся на праве оперативного управления, муниципальному бюджетному учреждению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Akademia-Print.ru