Расторжение церковного брака. История вопроса

Причина расторжения брака в ранней Церкви

Причинами безусловного расторжения семейного союза, не связанного с проступком одного из супругов, являлась, например, неспособность к супружескому сожитию, приобретенная до вступления в брак (жена могла искать развода по этой причине лишь через 2 года с момента начала семейной жизни). Бесплодие жены, в отличие от языческого римского права, не признавалось основанием для развода.

Сумасшествие супруга, будучи препятствием к браку, не могло служить основанием для его расторжения, если проявлялось уже после создания семьи. По византийским нормам безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет для гражданского лица и 10 лет для воина, пропавшего на войне, приравнивалось к смерти, и оставшийся супруг был волен заключить новый союз.

В том случае, если после вступления жены во второй брак первый муж возвращался, он имел право вернуть свою супругу. Однако, пленение воина не являлось основанием для развода с ним. Брачный союз также расторгался при обоюдном произнесении супругами монашеских обетов, равно как и в силу монашеского пострига одного из них, с согласия другого.

Церковь всегда отрицательно относилась к разводу, поэтому развенчаться намного сложнее, чем просто получить свидетельство о расторжении брака. Для этого шага должны очень веские причины. Документально они были установлены еще в начале прошлого века. Для того чтобы провести обряд развенчания, необходимо доказать следующие факты:

  • неверность одного из супругов;
  • принятие другой веры мужем или женой;
  • повторный брак при наличии уже существующего;
  • венерические заболевания, которыми может страдать один из супругов;
  • исчезновение мужа или жены на долгое время (пропажа без вести);
  • попытки на причинение вреда жизни членов семьи;
  • заключение одного из супругов в тюрьму;
  • невозможность к воспроизведению потомства на физиологическом уровне;
  • кровосмесительный брак.

В 2000 году нашего столетия церковь добавила к существующим причинам еще следующие:

  • пристрастие одного из супругов к наркотикам, алкогольным напиткам, заболевание СПИДом (необходимо, чтобы все факты имели медицинское подтверждение);
  • аборт, который жена сделала без согласия мужа.

Можно, конечно, указать и другие претензии, но они не будут достаточно вескими для того, чтобы священник взял на себя право развенчать союз. Несмотря на отрицательное отношение церкви к разводам, священники периодически разрешают повторное венчание своим приверженцам.

Расторжение церковного брака. История вопроса

Несмотря на имевшие место случаи многоженства, в Ветхом Завете нормальным считается именно единобрачие. Только такие браки Библией приводятся в качестве примеров счастливой семейной жизни (Притч. 12:4; 19:4; 31:10 и далее; Пс. 127). Единобрачие считалось наиболее угодным Богу, поэтому  ветхозаветному священнику запрещалось брать в жены разведённую или вдову (Лев. 21:7; 21:14).

Единственный и нерасторжимый брак пророки Соломон, Осия, Исаия и Иеремия символически сравнивали с заветом между Богом и ветхозаветной Церковью (Песнь песней, Ис. 62:4-5; Иер. 2:2). Супружескую измену пророк Осия приводит как образ неверности людей Богу (Ос.1:11; 2:1-23).

Ветхозаветный брак не освящался религиозным обрядом, не являлся церковным таинством в новозаветном понимании, хотя и сопровождался принятыми на Востоке сложными церемониями, праздником (Мф. 25:1-13), благословением родных (Быт. 24:60) и народа (Руф. 4:11-12). В первую очередь брак в Ветхом Завете рассматривался как имущественно-правовой завет или договор между двумя семьями.

Хотя Господь считал расторжение брака злом (Мал. 2:13-16), закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию ветхозаветных людей (Мк. 10:2-9) [1]. В двух случаях развод не допускался: когда у пары была добрачная близость (Втор. 22:29) и когда муж после первой ночи ложно обвинил супругу в отсутствии девственности (Втор. 22:19).

Ветхозаветный закон инициативу развода, как правило, предоставлял мужчине: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (по-славянски «обрете в ней срамное дело»), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа» (Втор. 24:1-2).

Причина потери «благоволения» женщины перед мужем четко не обозначена, и это давало повод для произвольных толкований. Во времена Исуса Христа мужчины разводились со своими женами «по всякой причине» (Мф. 19:3), то есть по любому поводу [2]. Однако и права женщины в какой-то мере защищались законом. После развода жена должна была получить от мужа официальный документ — разводное письмо, дающее ей право на другое замужество.

Жена, с которой развелся муж, имела право вторично выйти замуж, причем, даже в случае её развода со вторым мужем или его смерти, первый муж уже не мог повторно на ней жениться. Для него бывшая разведённая жена считалась осквернённой, женитьба на ней объявлялась «мерзостью перед Господом» (Втор. 24:3-4).

Это должно было предостеречь мужей от опрометчивого расторжения брака [3]. Муж должен был официально на открытом разбирательстве дела «старейшинами того города» (Втор. 22:18, Руфь 4: 1-2, 11), в присутствии «всего народа» и свидетелей объяснить, почему жена потеряла его «благоволение». Пророк Иеремия аллегорически описывает такой бракоразводный процесс, в котором прелюбодеяние жены приводит в качестве основания для расторжения брака, как пример неверности Израиля Господу (Иер 2:9; 3:8).

Женщина находилась в подчиненном положении, и Ветхий Завет допускал многоженство. При этом женщина, в отличие от мужа, не имела право «по всякой причине» разводиться с ним. Однако жена имела определённые права и «не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10), то есть того, что обычно предусматривалось брачным договором. В противном случае жена имела право уйти от мужа, то есть расторгнуть брак, «даром, без выкупа» (Исх. 21:11).

Расторжение церковного брака. История вопроса

Подводя итог, можно сказать, что Ветхий Завет допускал четыре причины для развода супругов, являющиеся нарушением супружеского договора: прелюбодеяние («срамное дело»), оставление без пищи, одежды и супружеского сожития.

Во времена, предшествующие проповеди Исуса Христа, среди иудейских книжников шли споры о разводах. Существовало два разных мнения на этот счет. Школа раввина Шаммая причиной развода допускала безнравственные поступки жены, супружескую неверность, но имела мало последователей. Мужчинам-иудеям гораздо больше нравилось учение школы раввина Гиллея, согласно которому слова закона о допустимости для мужа развестись с женой из-за «чего-нибудь противного» ему истолковывались как допустимость развода по любой, самой незначительной причине (например, из-за пережаренной пищи).

Именно такое понимание развода подразумевали искушавшие Спасителя фарисеи, задавая Ему вопрос: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф. 19:3). По существу, Его спрашивали, как он относится к спору между учениками Гиллея и Шаммая. Господь Исус Христос напомнил вопрошавшим его книжникам, что изначально, от сотворения мира и людей, брак установлен Богом как таинственный нерушимый союз мужчины и женщины, в котором «они уже не двое, но одна плоть» (Быт. 1:27, 2:24, Мф. 19:6).

Разводы позволены в законе Моисея «по жестокосердию» иудеев, «а сначала не было так» (Мф. 19:8). Поэтому ставшее привычным для них расторжение брака по «всякой причине» Богу неугодно: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:4-8). «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16:18).

Однако Спаситель не отвергал возможность развода в принципе.

В Евангелии также сказано: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32, Мф. 19:9). Исус Христос как Законодавец подтвердил, что именно это было основанием для развода в законе Моисея [4].

Надо отметить, что прелюбодеяние, супружеская измена — более тяжкий грех по сравнению с блудом, незаконными связями людей, не состоящих в браке, так как прелюбодеяние оскверняет семью.

Новый Завет подтвердил учение ветхозаветных пророков о том, что брак есть таинственный образ союза Церкви с Богом (Мф. 9:15, Иоанн 3:29, 2 Кор. 11:2). В Апокалипсисе Церковь названа «женой, невестой Агнца» (Откр. 21:9, 19:7, 22:17). Апостол Павел призывает мужей-христиан любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь», а жен повиноваться своим мужьям во всем, «как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5:24-25).

Расторжение церковного брака. История вопроса

Апостол Павел подтверждает и даже усиливает утверждение ветхозаветных пророков, что блуд есть измена Богу. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор.6:15-17).

Где можно получить церковный развод?

Православная церковь предусматривает повторное венчание без каких-либо порицаний только в одном случае – смерти одного из супругов. Во всех остальных ситуациях, священники отрицательно относятся к такому вопросу, как развенчаться в церкви.

Повторное венчание может быть назначено только после того, как брак между мужем и женой будет зарегистрирован в ЗАГСе. Супруги подают прошение в областную Епархию, так как обычный священник не имеет права проводить повторный обряд без разрешения архиерея.

Но и в этом случае, Епархия даст только благословение на повторное таинство венчания. Никакого документа, чтобы он подтверждал право на расторжение церковного брака, священнослужители не выдают.

Повторный обряд венчания отличается от первоначального тогда, когда оба супруга венчаются второй раз. По церковным правилам на молодоженов не надевают венцы и обряд проходит «вторым чином». Венчаться в церкви можно только три раза, не более. Но в третий раз обвенчают только овдовевших мужа или жену, при наличии маленьких детей, не достигших совершеннолетия.

Если смотреть в корень проблемы, процесс развенчания полностью отличается от юридического расторжения брака. И если последний проходит быстро и без вмешательства третьих лиц, то церковный развод намного сложнее. Его главная цель – добиться благословения на повторное венчание по причине признания первого безблагодатным событием. Священники учитывают степень вины мужа или жены, и разрешают повторное венчание только тому супругу, который невиновен в разрыве.

Иногда, разводящиеся пары просто забывают о том, что после официального развода, необходимо провести процедуру развенчания. Но для тех, чья вера истинна – эта проблема первостепенна. Избежать неприятных моментов в своей жизни, таких как развенчание, можно только при осознанном подходе к церемонии. В действительности не все молодые пары, венчающиеся в церкви, к этому готовы морально. Необходимо осознавать суть таинства и подумать, а навсегда ли это?

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Церковное брачное право, в том числе нормы, касающиеся расторжения брака, формировалось на протяжении столетий. При этом канонисты опирались на евангельские заповеди, хотя им приходилось учитывать особенности светского законодательства. Основные условия заключения и расторжения брака, запечатленные в канонах Русской Православной Церкви, заимствованы из Византии, однако со временем они претерпели некоторые изменения, впрочем, не очень существенные.

Когда развод на основании лишь взаимного согласия супругов был исключен из византийской правовой практики, сохранилось несколько причин, дававших законное основание для расторжения брака: прежде всего, измена, а также те случаи, которые можно было рассматривать как аналогию супружеской неверности или смерти.

Измена одного из супругов доказывалась в суде с помощью свидетельских показаний, либо фактом рождения ребенка или беременностью, при условии долговременного отсутствия мужа. К измене приравнивалось и добрачное распутство жены, в том случае если муж не знал о нем до свадьбы. Измена переставала быть причиной для развода, если обе стороны оказывались виновны в ней, а также, если пострадавшая сторона уже простила супругу его преступление прямо или косвенно, т.е. продолжая с ним жить семейной жизнью. Государственный преступник лишался гражданских прав, поэтому супруга была обязана прекратить брак. В России до 1917 года не требовалось обязательно разводиться с политическим преступником (всем известен случай с женами декабристов), однако лишение свободы на длительный срок или ссылка на вечное поселение в Сибирь давало право другой стороне требовать развода.

Как такового церковного развода не существует. С точки зрения Церкви в определенных ситуациях брак может быть признан недействительным или утратившим каноническую силу.

Церковный развод получить нельзя, но можно получить решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу. Оно принимается «в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях вопрос должен рассматриваться в той епархии, где проживает супруг, инициирующий развод» (из документа «О канонических аспектах церковного брака»).

В церкви считается, что венчание – бракосочетание супругов на целую жизнь. Однако в современном мире многие церковные служители идут на уступки тем, кто хочет пройти обряд венчания во второй раз. Сложнее процесс происходит в третий раз. По факту за жизнь максимум обвенчаться можно всего 3 раза.

Дата венчания

Разрешено проводить обряд в нечетные дни недели (понедельник, среда, пятница и воскресенье).

Правда, на эти дни не должны приходиться праздники:

  1. Пасха.
  2. Усекновение главы Иоанна Предтечи (а также его канун).
  3. Воздвижение Креста Господня (а также его канун).

Также не проводится венчание в посты и масленичную седмицу.

Подготовка

Перед повторным венчанием (как и перед первым) следует пройти трехдневный пост. Можно заранее исповедоваться и причаститься. Некоторые священники проводят эти обряды прямо перед церемонией венчания.

Также следует подготовить:

  1. Иконы Иисуса Христа и Богородицы. Либо принести из дома, либо купить.
  2. 2 венчальные свечи, белый рушник.
  3. Кольца. Старые использовать нельзя, приобретите новые.
  4. Нательные кресты.
  5. Наряд невесты. Он должен быть скромный (все части тела должны быть закрыты) светлого тона. Голова обязательно должна быть покрыта. Следует надеть удобную обувь, поскольку процесс будет долгим.

Расторжение церковного брака. История вопроса

Несмотря на то, что свидетели и гости не разрешены для повторного венчания, заказать хор и звон колоколов вполне можно.

Описание обряда

Главное отличие повторного венчания от первого: отсутствие венцов над головами брачующихся. Даже если второй супруг участвует в таинстве в первый раз, венец ему не дают.

Как проходит обряд:

  1. В храме подаются документы брачующихся и прошение на имя архиерея. Вносится добровольная сумма.
  2. При наличии благословения и официально зарегистрированного брака в процессе венчания должны принимать участие только супруги и священник.
  3. Обряд венчания проводится аналогично «первому разу».

Следует помнить, что обряд должен проходить при полном решении связать с судьбу с человеком. Должно быть уважение, доверие и ответственность за свой выбор. И, конечно же, любовь: не только телесная, но и духовная.

Нюансы

Венчание проводится только для тех, кто крещен в православии. В некоторых случаях исключение делается для представителей католицизма, лютеранства и англиканства.

Нельзя венчаться с представителем мусульманства, иудаизма, буддизма.

Запрещено венчание близких родственников (инцест).

Венчание проводится только с 18 лет, не раньше!

Важно, чтобы дата венчания не выпала на критические дни женщины. В эти дни представительницам прекрасного пола запрещено входить в храм.

Расторжение церковного брака. История вопроса

Венчание проходит в 2 этапа:

  1. Обручение. Трехразовое крещение молодоженов, вручение колец и следующий за этим трехкратный обмен венчальными кольцами.
  2. Таинство. Здесь супруги должны ответить на вопросы священника. Он читает молитвы. В заключение молодожены выпивают из специальной чаши символические глотки церковного вина.

В завершение супруги 3 раза обходят вокруг аналоя и получают благословение (с помощью икон) на брак.

Как правило, многие священники не берутся проводить процесс венчания в третий раз. Исключение составляют вдовцы и вдовы. При этом церемония, если она состоится, проходит аналогично описанной выше.

В следующем видео священник рассказывает о процедуре развенчания.

Какой брак Церковь может признать утратившим каноническую силу?

Правящий архиерей может признать недействительным венчание, которое совершили, не зная о препятствиях к нему или намеренно, зная о них. Исключение: если у венчания были препятствия, которые может преодолеть благословение архиерея; если один из венчанных не достиг брачного возраста, при условии, что к моменту обнаружения факта брачный возраст уже наступил или в таком браке родился ребенок.

Также церковный брак могут признать недействительным, если один из супругов заявит о неспособности другого к брачному сожительству по естественным причинам, наступившим до брака, которые не были известны заявителю и при этом не связаны с преклонным возрастом. Такое обращение в епархии могут принять не раньше чем через два года после регистрации брака. Этот срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна.

а) отпадение одного из супругов от Православия;б) прелюбодеяние (измена) одного из супругов (Мф 19:9) и противоестественные пороки;в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;

Расторжение церковного брака. История вопроса

д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет, при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа;

указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);

и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

Можно ли провести обряд венчания после развода

Нюансы

Полный список препятствий к церковному браку можно прочитать в документе «О канонических аспектах церковного брака», который принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

Венчание после развода второй раз

Безбрачие, девство, начиная с апостольских времён и в последующем, вплоть до наших дней, рассматривается Церковью как наиболее возвышенное состояние, идеал христианской жизни [5]. Однако безбрачный путь не для всех христиан, а для избранных, которые, по словам Господа, «могут вместить» (Мф. 19:12). «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11). Поэтому Христос освятил брак, присутствуя на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11) [6].

Расторжение церковного брака. История вопроса

Апостол Павел также одобрял христианский брак: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:1–2). «Брак честен и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» (Евр.13:4). Более того, запрещающих вступать в брак апостол Павел называл «лжесловесниками, сожженными в совести своей» (1 Тим.4:3–2) и считал такие взгляды одним из признаков конца времён.

Церковные каноны отлучают от Церкви тех, кто «удаляется от брака не ради подвига воздержания, но по причине гнушения» [7].

Возникшая после проповеди апостолов первоначальная христианская Церковь состояла из уверовавших язычников, причём в первые века христианства заключение и расторжение брака осуществлялось не Церковью, а государством на основании враждебных христианству римских законов, допускавших легкое расторжение брака как мужчинами, так и женщинами.

В эту эпоху в Римской империи среди свободных граждан преобладало заключение брака путём простого добровольного соглашения. Расторжение такого брака было возможно как по воле мужа, так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов. Для совершения развода было достаточно объявления о разводе перед свидетелями, письменного соглашения, фактического прекращения совместного проживания [8].

«Расторжение брака предоставлялось всецело воле супруга. Как только мужу или жене желательно было, в силу своих личных расчетов, расторгнуть брачную связь, они посылали — муж жене или жена мужу — письменное заявление, <…> причем муж предлагал жене: «жена, делай что хочешь», или жена мужу: «муж, делай что хочешь», и этим брак уже считался расторгнутым» [9].

Расторжение церковного брака. История вопроса

«Мои башмаки новы, хорошо сделаны, а однако же я должен их переменить. Никто не знает, где они меня жмут». Разводились под всевозможными предлогами: вражды с родными жены, старости последней, болезни, увядшей красоты и пр. Женский пол не отставал в безнравственности от мужского» [10]. Это приходило в противоречие с учением Церкви о браке, «колебало и даже разрушало весь евангельский строй» семейной жизни верующих.

«Естественно, что, при таких условиях брачной недисциплинированности, легально покровительствуемой и юридически ненаказуемой, открывался широкий и неудержимый простор, столь соблазнительно притягательный для слабой человеческой природы. Понятно, что тогда церковной власти необходимо было энергически и преимущественно настаивать на священной нерасторжимости брачных связей, чтобы предохранить христиан от расхищения стихией распущенного мира» [11].

Святители Церкви всячески делали всё для предотвращения распада христианской семьи. «Я не хочу сделаться ненавистным, своею рукою и своим словом утвердив развод; лучше быть посредником соединения и дружбы, нежели раздора и разрыва житейских уз», — писал святитель Григорий Богослов [12].

Запрет на вступление во второй брак также рассматривался в качестве меры, удерживающей от развода, позволяющей сохранить семью. Поэтому апостол Павел призывал, обращаясь к свой пастве: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей (1 Кор.7:10)».

Апостол от семидесяти Ерма писал, что если муж отпустит жену даже по причине прелюбодеяния, то он после этого не вступает в новый брак и «останется один» [13].

Учитель западной Церкви блаженный Августин писал: «Ибо Христом и Церковью охраняется то, чтобы человек живущий, покуда он жив, никогда никаким разводом не мог бы быть отделен от своей супруги» по причине, например, бесплодия [14].

Иероним Стридонский так истолковывал евангельский запрет Господа на разводы «не за прелюбодеяние»: «Жены составляют великое бремя, если нельзя их отпускать [по другой причине], кроме прелюбодеяния [с их стороны]. Что же, в самом деле, если жена будет предаваться пьянству или будет гневлива, или дурного нрава, или прожорлива, или не усидчива [ветреная, непостоянная, непоседа], или сварлива, или злоречива, ужели и жену такого рода должно терпеть [при себе]? Хотим ли мы или не хотим, но она должна быть удерживаема; так как мы были свободны и добровольно подчинились этому рабству» [15].

Расторжение церковного брака. История вопроса

Свт. Иоанн Златоуст, противопоставляя легкость расторжения брака по римским законам и евангельское утверждение «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф.19:6), в некоторых своих сочинениях также высказывал мнение о нерасторжимости брака при жизни обоих супругов. «Рабам позволительно переменять живых господ, а жене непозволительно переменять мужей при жизни мужа, потому что это прелюбодеяние.

Впрочем, из других сочинений свт. Иоанна Златоуста следует, что он допускал развод в случае прелюбодеяния. «Это нарочитое ударение на одну принципиальную сторону (нерасторжимости брака) вызывалось самой эпохой и не должно заслонять от нас возможностей исключения» [17].

48-ое апостольское правило предписывает: «Аще который мирянин, изгнав свою жену, поймет иную, или иным отринутую: да будет отлучен». «Здесь собственно повторяется заповедь Христова в Мф. 5:32, но изъятие оговорки «кроме вины прелюбодеяния» показывает, что и самый канон этот нельзя толковать в абсолютном смысле. И действительно, Зонара, Аристин и Вальсамон относили его к оставлению нелегальному, без вины»[18].

Апостол Павел, хотя прямо не говорил о возможности развода, но подтверждал, что христианский брак подразумевает выполнение условий, ранее предусмотренных Ветхим Заветом: мужья должны кормить, одевать своих жен и разделять с ними супружескую любовь. «Должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её» (Еф. 5:28-29). «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор.7:4,5).

Расторжение церковного брака. История вопроса

Понимая брак как вечный союз двух людей, православная Церковь признавала, что он фактически упраздняется грехом, супружеской изменой, прелюбодеянием. «Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! <…> совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею» (1 Кор.6:15), — писал апостол Павел.

Апостол от семидесяти Ерма: «Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии. <…> Пусть муж отпустит ее и останется один» [22].

Христианский писатель Тертуллиан: «Он (Господь) вовсе воспретил (брать в жены) других» после прелюбодеяния первой жены. «Что и у тебя (Маркион) делает супруг, если его жена совершила прелюбодеяние? Неужели он держит ее? Но, как ты (Маркион) знаешь, и апостол Павел не позволяет приобщать блуднице члены Христовы (сp. 1 Кор. VI, 15-16).

Блаженный Иероним Стридонский: «Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: «Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив» (Притч. 6:32–33). Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно» [24].

Основатель западного богословия блаженный Аврелий Августин признавал возможность развода после прелюбодеяния: «Мужчина и женщина, связанные супружескими узами, продолжали жить нераздельно до самой смерти; и не разрешается расторгать брак иначе, как по причине прелюбодеяния (Мф. 5: 32)». При этом бл.

Расторжение церковного брака. История вопроса

Августин считал, что даже в случае прелюбодеяния супруги могут помириться, воссоединиться и сохранить брак: «Между живыми супругами сохраняются брачные узы, которые не могут быть уничтожены ни разлукой супругов, ни связью одного из супругов с кем-либо другим. Брачные узы остаются законными при совершении преступного прелюбодеяния одним из супругов, если формально брак будет сохранен» [25].

Допускал развод по причине прелюбодеяния и свт. Иоанн Златоуст: «В случае прелюбодеяния жены изгоняющий ее муж не осуждается, потому что брак уже разрушен и оба лица (живя вместе) растлеваются. Впадшая однажды в прелюбодеяние не чиста; если же прилепляющийся блуднице есть одно тело с нею (1 Кор. VII, 16) и сам делается нечистым, то чрез это они оба лишаются чистоты… После прелюбодеяния муж уже не муж» [26].

Описание обряда

Какие условия для повторного брака?

Нет, но для него нужно благословение духовника или архиерея. Церковь может благословить в отдельных случаях даже третий брак, а вот четвертый — нет, венчать супругов уже нельзя.

Второй брак по умолчанию разрешается невиновному супругу. Супругу, брак которого был расторгнут по его вине, второй брак разрешается после покаяния и выполнения епитимии (церковное наказание). В исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии увеличивается.

А «развенчаться» можно?

Нет. Такого понятия, как развенчание, не существует. Нельзя отменить таинство. Церковь просто дает благословение на повторный брак.

Людей волнует, можно ли развенчаться после развода? Церковь не признаёт института развенчивания, ведь считается, что семья признаётся главным в жизни. А при венчании пара даёт обещания не только друг другу, но и Богу. Однако, если брак распался, подобную процедуру всё-таки могут провести.

Привычные доводы вроде «не подошли характерами» либо «полюбил другую» распадающиеся семьи предъявить храму не могут.

Уважительными для развенчания церковного брака признают нижеперечисленные моменты:

  • измена;
  • принятие супругом/супругой другой веры;
  • аборт (если не числилось медицинских показаний);
  • недееспособность человека;
  • у мужа/жены появилась другая семья;
  • пропажа человека;
  • попытки совершить насилие над членами семьи;
  • пребывание в тюрьме;
  • невозможность иметь детей;
  • кровосмесительный союз;
  • наличие болезней, которые угрожают жизни второго супруга либо детей;
  • попытка совершить самоубийство;
  • наличие вредных привычек.

Расторжение церковного брака. История вопроса

Важно понимать, что недостаточно просто озвучить причину для проведения рассматриваемого мероприятия. Все свои доводы потребуется доказать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Akademia-Print.ru