До скольки лет мужчина считается молодым человеком

Когнитивные изменения

В старших классах школы обучение связано со внушительным усложнением и изменениями содержания и структуры учебного материала, увеличением его объема, в результате к учащимся повышается уровень требований. Ожидают от них четкости, универсальности, самостоятельности в решении когнитивных задач, гибкости, производительности познавательной деятельности.

Ориентирование на будущее, постановка задач личностного и профессионального самоопределения отражается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов. Учебно-профессиональная деятельность становится основной.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

У старшеклассников, в сравнении с подростками, значительно повышается интерес к учению и школе, так как обучение накапливает, связанный с будущим, непосредственный жизненный смысл. В свою очередь, возникает значительный интерес к разным информационным источникам — книги, телевидение, кино. Отмечается усиление потребности в индивидуальном приобретении знаний, растет осознанное отношение к обучению и труду, познавательные интересы получают широкий, действенный и устойчивый характер. Личностная избирательность и направленность интересов связана с жизненными планами.

В данный период отмечается повышение качества памяти школьников — увеличивается объем памяти, изменяются способы запоминания. Одновременно с непроизвольным запоминанием наблюдается обширное использование целесообразных приемов произвольного запоминания материала. Учащиеся старших классов приобретают метакогнитивные умения — саморегуляция и самоконтроль, влияющие на действенность их познавательных стратегий.

Когнитивному развитию в юности характерны — формально-операциональное, формально-логическое мышление. Это теоретическое, гипотетико-дедуктивное, абстрактное мышление, имеющее связь с определенными условиями окружающей среды, существующее в настоящий момент.

Когда начинается переходный возраст

До скольки лет мужчина считается молодым человеком

Узнать точно, во сколько переходный возраст начинается у мальчиков невозможно, в силу влияния массы биологических, экологических, наследственных факторов, каждый организм развивается по внутреннему плану, а не предусмотренным нормативам. Однако есть примерные показатели и среднее, характерное для большинства время начала – обычно это район десяти лет.

Не у каждого изменения начинаются столь рано, и не каждый мальчик будет явно меняться в назначенный период. Многие мальчики переживают переходный возраст практически незаметно, т.к. либо сила влияния гормональной перестройки не велика на организм, либо изначально есть некая психическая устойчивость и правильная поддержка социального окружения.

Чем быстрее организм развивается физиологически, тем быстрее наступит и переходный возраст у мальчика. Волнуют психосоциальные аспекты, но всё начинается с физиологических изменений превращения в мужчину, что в итоге (практически моментально относительно всей жизненной картины) влечёт за собой и смену психологических паттернов и особенностей взаимоотношений.

Быстрое и активное гормональное развитие может обеспечить переходный этап уже в девятилетнем возрасте, если не в порядке здоровье, то и гормональная перестройка тормозится – у тела просто нет ресурсов на такой рывок. Если мальчик курит или употребляет алкоголь, нарушает режим сна и отдыха, то созревание наступает позже.

Важно отдать должное наследственности, т.к. этническая принадлежность влияет. Есть народы, где формирование половозрелого члена общества происходит ближе к двадцати годам, а есть те, кто не успел доиграть и уже готов продолжать род. Смена территории, другой климат и несколько поколений не меняют это, генетическая обусловленность будет главенствующей.

Само начало переходного возраста у мальчика легко пропустить, т.к. изменения незаметны, а редкие вспышки резких реакций списываются на плохое настроение или действительно обусловленность происходящего. Обыватели считают, что все изменения начинаются ближе к двенадцати годам. Но это пик изменений, наиболее яркие процессы, резкие, быстрые и неконтролируемые мальчиком.

Они выходят за рамки нормативного, а чтобы такого не происходило важно оказывать достаточный уровень понимания и поддержки уже на ранних этапах, а соответственно и уметь их распознать. Когда мальчик находится в эпицентре гормональной бури, а окружающие лишь подозревают, что детство кончилось и он вступил в пубертат, оказывать любое воздействие может быть поздно – вас как минимум не услышат, а как максимум, вы уже записаны во враги.

Самосознание — процесс становления в возрасте от 15 до 20 лет

Одним из значимых психологических процессов в период юношества является формирование устойчивого образа «Я», самосознания.

Психологов долгое время волновало, почему непосредственно в данном возрасте осуществляется развитие самосознания. По итогам многочисленных изучений они сделали вывод, что данному явлению предрасполагают следующие обстоятельства.

  1. Интеллект продолжает свое развитие. Возникновение абстрактно-логического мышления способствует проявлению острого желания к теоретизированию и абстракции. Молодые люди часами говорят и спорят на различные темы, по сути, не зная о них ничего. Они сильно увлечены этим, так как абстрактная возможность — явление без ограничений, за исключением логических возможностей.
  2. На раннем этапе юношества осуществляется открытие внутреннего мира. Молодые люди погружаются в себя, наслаждаются собственными переживаниями, меняется взгляд на мир, познаются новые чувства, звуки музыки, красота природы, ощущения собственного тела. Юношеский возраст чувствителен к проблемам внутренним, психологическим, потому в данном возрасте молодых людей интересует не всего лишь событийный момент произведения, внешний, а в большей степени психологический аспект.
  3. Образ воспринимаемого человека со временем изменяется. Принятие его осуществляется с позиции умственных способностей, волевых качеств, кругозора, отношения к труду и иным людям, эмоций. Укрепляется способность к точному и убедительному изложению материала, анализировать и объяснять человеческое поведение.
  4. Проявление драматичных переживаний и тревожности в связи с открытием внутреннего мира. Одновременно с осознанием собственной неповторимости, несхожести с другими, уникальности возникает чувство одиночества или же страха одиночества. «Я» молодых людей пока неустойчиво, неопределенно, расплывчато, потому наблюдается возникновение ощущения внутреннего беспокойства и пустоты, от которых, как и от чувства одиночества, нужно избавиться. Они восполняют эту пустоту благодаря общению, являющемуся избирательным в данном возрасте. Однако, вопреки потребности в общении, остается необходимость в уединении, больше того, она жизненно необходима.
  5. Юности характерно преувеличение собственной уникальности, однако это проходит, с возрастом человек становится более развитым, находит больше различий меж сверстниками и собой. В свою очередь, это приводит к образованию необходимости в психологической интимности, позволяющей человеку раскрыться, проникнуть во внутренний мир других людей, благодаря чему он приходит к осознанию собственной непохожести на других, пониманию единства с окружающими людьми, осмыслению собственного внутреннего мира.
  6. Возникает ощущение устойчивости во времени. Развитие временных перспектив обусловлено с умственным развитием и изменением жизненной перспективы.

Из всех временных измерений для ребенка важнейшим является «сейчас» — у него нет чувства течения времени, все его значимые переживания осуществляются в настоящем, прошлое и будущее для него расплывчаты. Восприятие времени в подростковом возрасте охватывает прошлое и настоящее, будущее воспринимается как продолжение настоящего.

Благодаря данным временным изменениям возрастает необходимость в достижении целей, ориентация сознания на внешний контроль сменяется внутренним самоконтролем. Возникает осознание необратимости, текучести времени и собственного существования. Мысль о неминуемости смерти у одних вызывает чувство ужаса и страха, у других стремление к повседневным занятиям, деятельности.

Развитие личности включает в себя формирование устойчивого образа «Я» — всеобщего представления о себе. Молодые люди начинают осознавать собственные качества и совокупность самооценок, размышлять о том, кем они могут стать, каковы их перспективы и возможности, что сделали и смогут сделать в жизни.

В период юношеского возраста осуществляется профессиональное, личностное самоопределение. Сообразно понятию И.С. Кона, самоопределение профессиональное подразделяют на некоторое количество ступеней.

  1. Детская игра. Примеряя на себя игровую роль представителя разнообразных профессий, ребенок «проигрывает» какие-либо элементы поведения, связанного с ними.
  2. Фантазия подростковая. Ребенок подросткового возраста воображает себя в роли заинтересовавшей его профессии.
  3. Ориентировочный выбор профессии. При рассматривании специальностей молодежь руководствуется на первых порах своими интересами — «Мне интересна математика. Буду учителем математики», потом способностями — «Я хорошо осваиваю иностранный язык. Стану переводчиком», а затем системой ценностей — «Хочу творческую работу».
  4. Практическое принятие решения. Осуществляется конкретно выбор специальности, включающий в себя составляющие: выбор определенной профессии и определение уровня квалификации труда, продолжительности и объема подготовки к нему.

Выбор профессии обусловлен социальными и психологическими условиями. К социальным условиям относят образовательный уровень родителей — наличие у них высшего образования повышает вероятность появления у детей стремления учиться в высшем учебном заведении.

Компоненты психологической готовности к самоопределению:

  • развитость на значительном уровне психологических структур — основ гражданского и научного мировоззрения, теоретического мышления, развитой рефлексии, самосознания;
  • сформированность потребностей, способствующих содержательной наполненности личности — потребность в труде, общении, занять внутреннюю позицию члена общества, временные перспективы, ценностные ориентации, нравственные установки;
  • возникновение предпосылок индивидуальности, чему способствуют осознание и развитие собственных интересов, способностей и критического к ним отношения.

Профессиональное самоопределение проходит крайне сложно и обусловлен несколькими факторами: возрастом; уровнем притязаний и уровнем информированности.

До скольки лет мужчина считается молодым человеком

Для возрастной психологии имеют существенное значение социальные аспекты. По большей части, личные качества очень неоднозначны и детерминированы социальными средовыми обстоятельствами. Таким образом, для характеристики возраста нужно учитывать, и социальные, и психологические данные.

В период юношеского возраста, в паттерне самосознания в резкой форме происходит усиление процесса рефлексии — стремление к самопознанию собственной личности, к оценке её способностей и возможностей — это условие есть требуемое условие самореализации. Предметом внимания и тщательного изучения становятся собственные мысли, стремления и желания, переживания.

При выборе специальности важное значение имеет уровень информированности молодежи о себе, будущей профессии. В большинстве случаев, молодые люди слабо информированы о трудовом рынке, содержании, характере и условиях труда, профессиональных, личностных, деловых качествах, которые требуются при работе по какой-либо специальности — это ведет к негативному влиянию на правильность выбора.

Важную значимость при выборе профессии приобретает уровень личностных притязаний, включающий в себя оценку способностей, объективных возможностей — что в действительности может делать человек.

Профессиональная ориентация есть часть социального самоопределения, в следствие этого, удачным выбор профессии будет тогда, когда молодые люди сочетают социально-нравственный выбор с размышлениями о природе своего «Я» и смысле жизни.

Особенностями когнитивной сферы, важными при принятии решений в ходе профессиональной карьеры, являются релятивизм, децентризм, открытость личности к изменениям. А также, способность к планированию, отсутствие догматизма и ригидности, чувство деятеля, скрытость информации, интегрированность и дифференцированность, креативность, чувство альтернативности. Данные отдельные качества, сообразно профессиональной деятельности, находят свое проявление в следующих личностных особенностях:

  • способность анализировать информацию из профессиональной сферы;
  • способность анализировать информацию о себе, на языке профессиональной деятельности;
  • способность выстраивать профессиональные планы, годные для реализации.

Неотъемлемым условием профессионального планирования для молодежи является осознание и установление жизненных ценностей.

Таким образом, профессиональный проект являет собой единство аффективного и когнитивного компонентов, единство непрерывности и прерывности в ходе личностного развития.

Признаки переходного возраста у мальчиков

До скольки лет мужчина считается молодым человеком

Симптомы переходного возраста у мальчиков касаются внешности и психических особенностей. Начинаются все с изменения физического – все подростки стремительно растут и буквально за год или два мальчик уже догоняет, а иногда становится выше отца. Всё больше появляется изменений по мужскому типу, когда грубеет голос, появляется дополнительный волосяной покров.

Наращивается не только костный скелет, а и мускулатура, что своим быстрым процессом может вызывать боли разного характера. Частые обращения к диагностам, за обезболивающим и сосудистым, к врачам и знахарям в переходный период у мальчиков являются стандартным моментом для подростков, т.к. практически все системы организма работают на износ и претерпевают изменения.

Пока основной фон гормонов не сформирован, они появляются большими вспышками, провоцируя как резкие изменения физические, так и психическую неустойчивость. Голос у мальчиков ломается не в один день, чем формирует дополнительные комплексы, когда ребята начинают говорить то басом, то пищать. Появляются проблемы с кожей, что характерно для любого переходного возраста на гормональной основе – железы начинают продуцировать новые вещества, по-другому функционировать. Появление первых прыщей, жирного блеска, перхоти и жирности в волосах может стать первым звоночком о переходном возрасте у мальчиков.

Парень становится раздражительным и часто срывается, потому что изменения, происходящие с его телом, крайне быстры и не устраивают его устоявшуюся картину мира. Всё новое кажется уродливым не потому что является таковым, а потому что непривычно, потому же появляется подростковая неуклюжесть – фактически необходимо адаптироваться к управлению телом, которое меняется каждый день, растёт быстро и меняет внутренний функционал.

Физиологические изменения

Бурное развитие организма начинается с расширения плечевого пояса, наращивания мышечной массы и расширения костей. Отсутствие привычки к новому костно-мышечному каркасу повышает уровень травматичности – подросток неуклюж, часто может растянуть мышцы, т.к. исчезает детская гибкость. Пока организм адаптируется к изменениям, присутствует высокий уровень усталости.

Уже с десятилетнего возраста увеличивается размер яичек и полового члена, повышается чувствительность не только физиологическая, но и обонятельная, что повышает половую возбудимость (часты случаи неловкости из-за эрекции в людном месте и пр.). Появляется первое половое влечение, девушки начинают восприниматься иначе, что сказывается на особенностях поведения.

Через несколько лет начинается развитие горловых хрящей, формируется кадык и ломается голос под воздействием гормональных перемен. Он становится грубее, но иногда соскальзывает, и так продолжается до окончания физиологического формирования. Появляются поллюции – свидетельствует о формировании репродуктивной функции. К пятнадцати годам у юноши уже формируются полноценные сперматозоиды, и появляется практическая готовность к продолжению рода.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Гормональный всплеск характеризуется также появлением угревой сыпи, неприятного запаха, повышенного потовыделения, и всё это прекращается, когда заканчивается переходный возраст у мальчиков. Пропадает детский пушок и начинается появление волос в лобковой области, подмышечных впадинах, возможно увеличение густоты или пигментации волосяного покрова на конечностях.

Психологические проблемы

Происходит перестройка и ведущих когнитивных и личностных особенностей. Развивается логика и мышление, начинает страдать память, особенно механическая. Мальчику становится практически невозможно что-то заучить, зато отлично запоминаются все моменты, имеющие ассоциативную связь.

Кроме когнитивных моментов меняется самоосознание, вследствие чего повышается критичность к себе и повышается чувствительность к мнению окружающих. Это приводит к комплексам, скачкам настроения, обидам и болезненному реагированию. Причём если в случае с девочками это проявляется высокой обидчивостью и уходом от общения, то те же самые моменты, которые снижают самооценку у мальчика, могут вызывать агрессию, сарказм и протестное поведение.

На фоне гормонального всплеска появляется необходимость построения глубинного контакта с девушками, отсюда желание всегда быть идеальным и всем нравиться. Поскольку подобное невозможно, то достижение идеальности съедает огромное количество не только психической энергии, но также времени и денег. Подросток начинает чувствовать свою отдельность и индивидуальность, появляется необходимость показать себя взрослым и уникальным, что приводит к следованию вычурным подростковым тенденциям моды.

Взрослая часть мальчика требует отделения, устраивает бунты, показывает свою отдельность, а детская пытается всем нравиться и угождать. На подобном контрасте постоянно качает и самого юношу и всё окружение, ведь он не может соотносить свои действия ни с одной из возрастных категорий, оказываясь в вакууме без ориентиров.

Общая непонятность нового мира сближает подростков, поэтому всё больше они находятся вместе. Сейчас возникает потребность доверительного общения – появляются первые друзья, умеющие хранить секреты и помогающие, а не просто поддерживающие игры, а также девочки, которые вызывают тонкие романтические чувства, а не желание конкурировать.

Основные тенденции – это повышенная нервозность из-за непонимания своего тела и попыток выглядеть круто, а также сексуализированность всего происходящего, как потребность опробовать новые ощущения. Во многом нервозность приводит к конфликтам, неспособность адекватно демонстрировать мужскую агрессию и силу часто выражается в озлобленности и плохом характере.

До скольки лет мужчина считается молодым человеком

Тут человек впервые задумывается о смысле жизни, причём на таком глубинном уровне, который возможно более никогда в жизни не будет достигнут. Чтение философов, поднятие экзистенциальных тем существования и смерти, поиск своего предназначения – это всё, что терзает душу мальчика в подростковый период на фоне очень тяжёлой перестройки всего организма.

Попытки выделить возрастные категории не имеют отношения к длительности переходного возраста конкретного мальчика. Переходный период же может занимать около пяти лет. У кого-то все происходит медленно и постепенно, растягиваясь аж до семнадцати, другой же в сжатые два года интенсивно проживёт те же самые изменения.

Чтобы родителям примерно понимать насколько всё это затянется, рекомендуется вспомнить себя и своего супруга – ребёнок пройдет такой средний промежуток. Это генетическая особенность организма, поэтому если оба родителя преодолели переход за пару лет, а их ребёнок застрял уже на семь или десять, это свидетельствует о задержке.

Мальчикам характерно более интенсивное и бурное проживание переходного периода в среднем около пяти лет. Видимые изменения начинаются тогда, когда организм набирает физическую силу, тогда подтягиваются и психологические проблемы и необходимость поставить свою новую социальную роль.

Половозрелость наступает в районе шестнадцати лет, однако это не свидетельствует о завершении переходного этапа, а только о конце самой интенсивной и бурной фазы. Полное формирование организма происходит после двадцати, а личностная зрелость может прийти и к тридцати. Окончательные психологические изменения, становление характера, личности, особенностей смыслов и целей также заканчивается к двадцати пяти годам.

Отклонение от средних показателей на пару не являются критичными, точно также как и нет необходимости как-то ускорять или замедлять процесс. В основном система запускается гормонами и всё происходит с необходимой конкретному индивиду скоростью, чтобы созреть. Всё, чем можно помочь – это влиять не на длительность, а на качество и гармоничность этого периода, помогая обходить кризисные моменты.

Как вести себя родителям

Необходимо перестать относиться к ребёнку, как раньше, ведь именно это вызывает огромный протест и отдаляет подростка от тёплого и откровенного общения.

Реально посмотрите, ему уже не пять лет, он выше вас на голову, разбирается в тех вещах, название которых даже не знаете, и этому человеку вы звоните в шесть вечера о том, чтобы спешил домой или пытаетесь запихнуть в него кашу. Он ничего не должен и вы теперь не лучший друг, знающий всё, уважайте право на тайну и интимность.

Взрослеющему парню необходима поддержка его взрослеющих изменений, поэтому необходимо уважать его личную территорию, пространство не только физическое, но и психологическое. Нельзя оставлять его в полной изоляции, поддерживая протесты и нежелания – вам необходимо вместе со взрослой свободой давать ему взрослый уровень ответственности.

Особого отношения требуют его любые взаимоотношения, поскольку они сейчас наиболее значимы. Даже если вам не нравятся его друзья, этого нельзя показывать, необходимо наоборот предоставить им пространство у себя дома или ближе к нему – так вы сможете помочь. Не стоит критиковать выбранную девочку или рассказывать, с кем общаться – рискуете навсегда потерять ребёнка, потому что он уйдет из дома к тем друзьям, что не запрещают и не критикуют.

Необходим хороший режим и питание, поэтому нужно максимально поддерживать ежедневный ритм. Режим хорошо соблюдается благодаря школе и дополнительным секциям – так появляется расписание и подросток дисциплинируется автоматически. Взаимодействие через мать с пространством становится не актуальным для подростка, ему максимально нужен отец, как старший товарищ, уже прошедший весь этот ужас и выбравшийся оттуда в успешного человека. Такое взаимодействие показывает правильное применение мужественности силы, возможности реализации и просто способы нового реагирования на ситуации.

Заключение

Юношество – это этап определения жизненного пути — учеба в вузе, создание семьи, работа по выбранной специальности, служба в армии — для юношей. Данному возрасту характерны самоанализ и рефлексия. Юношескому периоду свойственна повышенная эмоциональная возбудимость. Также, с возрастом возрастает волевая регуляция, наблюдается яркое проявление улучшения общего эмоционального фона, потребность систематизировать и склонность к самоанализу, обобщение собственных знаний о себе.

До скольки лет мужчина считается молодым человеком

Демонстрируется стремление к самоутверждению, происходит самооценка внешности. Самоуважение является одной из значимых психологических характеристик юношества. Юность – это ключевой этап становления мировоззрения. Мировоззренческий поиск — это социальная ориентация личности, признание себя как часть социального общества, определение собственного предстоящего социального положения и способов его достижения.

При выборе профессии, способность к целеустремленному, сознательному поведению, в большей мере зависит от зрелости личности. Для профессионального самоопределения, социальное созревание молодежи обусловлено ситуацией подготовки к выбору профессии и приобщения к общественно полезному труду. Возраст ограничивает социальное созревание — сознательное самоопределение невозможно ранее определенного возраста. Следовательно, готовность к сознательному выбору профессии детерминирована индивидуальностью и образуется в ходе развития личности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Список литературы 

  1. Хельмут Ремшидт, Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. М.: Мир, 1994. –320 с.
  2. Н.А. Тренькаева, Социальная адаптация в юношеском возрасте: возможности и перспективы изучения // Сибирский психологический журнал. Вып. № 23. – Томск, 2006. – 63- 66 с.
  3. А.В. Мудрик, Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. — 304 с.
  4. Е.А. Климов, Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на – Дону, 1996. — 203 с.
  5. И.С. Кон, Психология ранней юности [Текст] / И.С.Кон — М.: Просвещение, 1989.– 212с.
  6. О.Б. Дарвиш, Возрастная психология [Текст] / О.Б.Дарвиш — М.: Владос, – 264с.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Akademia-Print.ru